Материалы «Школы педагогического мастерства» от 29 января 2019 г.

 Тема: «Методическая компетентность педагогов, как показатель эффективности и результативности образовательного процесса».

 

Выступление Лапенко Е.В..

Тема: «Технология развития критического мышления».

Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/5LPrzjM3oJqQdA

Слайд 2.

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Сергей Зар-Бек говорит,  что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Слайд 3

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технологии является то, что она позволяет проводить уроки (занятия) в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний  происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Слайд 4

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда педагог показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность обучающегося, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки.

      Слайд 5

При использовании ТРКМ  обучающиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки (занятия) дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии  осмысления и стадии рефлексии.

I стадия —  Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II стадия  — Осмысление содержания  (получение новой информации)

III стадия  —  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 6

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Плюс – минус — вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с полученной новой информацией. При получении информации ( например чтении текста)  предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» — негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 «Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем  на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав информацию по данной теме.

Слайд 7.

II стадия осмысления.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть обучающийся, как активный и думающий,  получает опыт работы с новым материалом, с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Инсерт. Цель этого приёма — отделить знакомое от нового. Новое перевести в разряд знакомого — это работа с терминами. Вопросы или желание знать больше могут вылиться в поисково-исследовательскую работу, работу с дополнительными источниками информации.

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ — новое

— — думал иначе

? – не понял, есть вопросы

٧
Поставьте на  полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете
+
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.
 –
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.
?
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

  1. Что я знаю по данной теме? (левая колонка)
  2. Что я узнал нового из источников информации (текста) по данной теме? (правая колонка)

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части — простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке (занятии) использовать таблицу.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
1.     кто…

2.     что…

3.     когда…

4.     может…

5.     будет…

6.     мог ли…

7.     как звали…

8.     было ли…

9.     согласны ли вы…

10.                       верно…

11.                       дайте объяснение, почему…

12.                       почему вы думаете…

13.                       почему вы считаете…

14.                       в чем разница…

15.                       предположите, что будет, если…

16.                       что, если…

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – обучающиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – обучающиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».

3 этап – при работе с новым материалом (текстом)  дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

Слайд 8.

III стадия  —  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Прием «Кубик»

Данный прием используется на этапе осмысления, рождения нового знания. Этот приём:

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
  2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)
  3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)
  4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)
  5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
  6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Обучающиеся делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.

Дискуссия.

Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делится на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.

В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

Стадия рефлексии — написание творческой работы — синквейн.

Синквейн — японское искусство пятистрочия. Каждая строка пишется по определённым правилам:

первая строка — тема синквейна, одно слово, существительное (на данном уроке слово — мутации);

вторая строка — два прилагательных, которые описывают свойства темы;

третья строка — три глагола, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка — предложение из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме или предложение, наиболее полно характеризующее тему;

пятая строка — одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы — своего рода резюме.

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  1. работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  2. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного материала;
  3. есть возможность повторения пройденного и усвоения нового материала;
  4. вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  5. появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  6. обостряется любознательность, наблюдательность;
  7. дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ребята учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  8. письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  9. в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  10. развивает активное слушание;
  11. исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  12. предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и педагогов, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Образовательные результаты

  1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  2. пользоваться различными способами интегрирования информации;
  3. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  4. решать проблемы;
  5. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  6. выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  7. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  9. брать на себя ответственность;
  10. участвовать в совместном принятии решения;
  11. выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  12. умение сотрудничать и работать в группе и др.

Затруднения, которые испытывает педагог,  работая в данной технологии.

  1. Реализовать полностью урок в данной технологии  в рамках классно — урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
  2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
  5. Неправильное понимание стратегий и методов.
  6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
  7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
  8. Сложность в подборе материала (из разных источников).
  9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
  10. Большие моральные, временные и материальные затраты.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.

 

Выступление Ворониной И.К..

Тема: «Технология «лэпбук» и ее применение».

Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке:https://yadi.sk/i/WsKbkrACVvx32w

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я познакомлю Вас, а тем, кто уже слышал, напомню о новом способе систематизации знаний.

В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения обучающихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Слайд №2

Что такое лэпбук ?

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Слайд №3

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает обучающимуся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3. Обучающийся  научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Слайд №4

Форма занятий

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия..

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между обучающимися и, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо педагог показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Слайд №5

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Слайд №6

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д. 

Слайд №7

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.

Слайд №8

С чего начать?

  1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

  1. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Слайд №9

  1. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

А дальше прикрепляем шаблоны, вырезанные формы и заполняем их содержанием. Лэпбук готов. Как видите особых умений не нужно. Все просто.

Спасибо за внимание.

 

Выступление Глушковой Т.В..

Тема: «КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ».

Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/PjCXEyA6qCT4tA

(слайд 1) 

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики.

В связи с этим, изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у обучающихся навыков самостоятельности в поиске информации, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование образовательных квестов в обучении по дополнительным образовательным программам способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей, т.к. дает педагогу возможность разнообразить образовательный процесс, сделать обучение необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех его участников. 

(слайд 2)

«КВЕСТ» — в переводе с англ. «поиск» — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету, который может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Иными словами, это образовательная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, которая заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой.

(слайд 3)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – это учебная игра-путешествие, которая предполагает общую игровую ситуацию (сюжет), маршрутный лист с картой, нанесенными на ней точками, где должны выполнить определенные задания. Обучающиеся по группам проходят весь маршрут, выполняя задания. При выполнении определенного этапа знакомятся с необходимой справочной информацией, которая может даваться на тех же маршрутных листах. Все элементы образовательного квеста подчинены общей учебной задаче.

(слайд 4)

Все образовательные квесты построены на коммуникационном взаимодействии между игроками. Совместное выполнение заданий помогает обучающимся отлично справляться с образованием команды, наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, правильно распределить обязанности и осуществлять взаимозаменяемость. При необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. Любой квест несет в себе элемент соревновательности, способствует развитию аналитических способностей.

Проведение занятия в такой форме способствует формированию у обучающихся интереса к учебе и исследовательской деятельности, мотивации к самостоятельному изучению различных дисциплин. Для педагога – это возможность применять активно-деятельностный подход в обучении.

(слайд 5)

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными – игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовыми – все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевыми (похож на линейный), но замкнут в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Для того чтобы квест действительно был увлекательным и в то же время обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, требуется серьезная подготовка игры и ее проведение.

(слайд 6)

Основная нагрузка в подготовительном этапе ложится на педагога: от формулировки темы до создания всего мероприятия. Любой квест имеет свою легенду (загадку, задание), решение которой является итогом игры.

В соответствии с легендой педагог подбирает источники информации по выбранной тематике и предлагает их обучающимся для ознакомления в период подготовительного этапа к игре (список должен быть небольшим).

Оглашение тематики игры и рекомендованных источников литературы должно произойти не позднее, чем за неделю до проведения квест-игры.

(слайд 7)

Педагог разрабатывает маршрут движения для обучающихся с учетом того пространства, где будет проходить данный квест. При этом необходимо сделать анализ ресурсов, подготовить соответствующие материалы и оборудование, определить организаторов квеста, распределить роли персонажей.

Для организации соревновательного момента на игре желательно предусмотреть движение команд на промежуточных этапах в разной последовательности, не допуская пересечений на этапах.

Следуя от пункта к пункту, обучающиеся с помощью подсказок, полученных при выполнении заданий, приходят к итоговому заданию, которое можно выполнить только при наличии специальных «ключей» (свитков, артефактов и т.п.), добытых при прохождении маршрута.

Очень важно продумать форму рефлексии для обучающихся. Это может быть анкета-опрос.

В момент проведения квест-игры педагог и его помощники исполняют роль координаторов и наблюдателей.

(слайд 8)

Важно помнить, что:

  1. Организационный этап должен быть рассчитан не более чем на 15 минут. Здесь педагог информирует обучающихся о регламенте работы и с помощью жеребьевки формируются команды.

Рекомендации: участникам выдать бейджики, где каждый пишет свое имя и название команды. Таким образом, наглядно видно, к какой команде принадлежит участник и как его зовут.

  1. Основной этап игры должен длиться по времени от одного до полутора часов. На этом этапе обучающимся необходимо справиться с основным заданием: найти все подсказки, получить «ключи» (свитки, артефакты). Собраться в финишной точке, где подводится итог игры, рефлексия и награждение команд.

(слайд 9)

Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, осуществлять взаимопомощь.

Таким образом, использование на занятиях квест-технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, воспитывает самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагает максимальную самостоятельность детского творчества.

(слайд 10)

Предметные:  вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. 

(слайд 11) 

Метапредметные: развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации. 

(слайд 12) 

Личностные: воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение. 

(слайд 13) 

Квест-технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также развивает интерес к учебе в целом. За ней — будущее.

 

Выступление Коваль Е.В..

Тема: «Кейс-технологии в обучении».

Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/uVDSVldRSCNO1g