Материалы «Школы педагогического мастерства» от 30 октября 2018 г.

Тема: «Повышение результативности образовательного процесса Центра через индивидуализацию и дифференциацию обучения. Применение современных технологий через обучение и воспитание»
Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/QrmudKfmtqwwlA
 

СЛАЙД 1

Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением позитивного результата. Для общеобразовательной школы результат зафиксирован государственным стандартом. Для учреждений же дополнительного образования такой стандарт не определен, в связи с чем, остро стоит вопрос изучения проблемы результата образовательной деятельности УДОД, форм и методов его мониторинга.

Актуальность проблемы обусловлена также процессом государственной аккредитации УДОД, когда дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Здесь существует противоречие между возможностями дополнительного образования комплексного решения задач обучения, воспитания и развития детей и формализованным характером показателей результативности в УДОД (как правило, в учреждениях учитывается только один аспект результативности – достижения учащихся в смотрах, конкурсах и фестивалях). Кроме этого, в настоящее время отсутствуют четкие критерии результативности как полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой системы.

Нет единства в подходах к определению результативности деятельности и в ходе индивидуальной аттестации педагогических кадров. Что является более значимым результатом деятельности педагога: высокие достижения учащихся, сохранность контингента или личностный рост ребенка, его увлеченность и интерес к занятиям, решение его личных проблем? Кроме этого, опыт работы экспертных групп показывает недостаточную компетентность педагогов в области выявления результативности образовательного процесса.

Еще одной острой проблемой является несовпадение ожидаемой результативности у различных субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) проблема результативности складывается из трех аспектов:

СЛАЙД 2

теоретического, т.е. «проблемы сущности» (Что понимать под результатом и результативностью образовательного процесса?);

методико-технологического, т.е. «проблемы достижения» (Как достигать желаемого результата?);

рефлексивного, т.е. «проблемы оценивания» (с помощью чего и как оценивать и измерять результат) 

СЛАЙД 3

В центре всех педагогических устремлений стоит личность обучающегося, которая в процессе обучения должна приобрести такие жизненно-важные качества, которые вы выйдите на слайде.

Но преобразования в жизни и модернизация системы образования выдвигают необходимость обновления и профессионального сознания педагога.

СЛАЙД 4

Профессиональное самосознание педагога сегодня рассматривается как базовая категория профессионального становления и развития. Профессиональное самосознание включает оценку имеющихся достижений, планирование направления саморазвития и его осуществление. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой – сознаёт в какой мере у него развиты данные качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя.

СЛАЙД 5

Соответственно, в структуре педагогического профессионального самосознания выделяются: актуальное «Я» как центральный элемент (каким себя видит и оценивает педагог в настоящее время), ретроспективное «Я» — каким себя видит учитель по отношению к предыдущим этапам профессиональной деятельности.

СЛАЙД 6

Отношение к актуальному «Я» даёт учителю шкалу собственных достижений. А мы также будем фиксировать результативность работы наших педагогов через проведение педагогического мониторинга.

СЛАЙД 7

При том, что показатели качества в каждом учреждении свои, тем не менее, существуют показатели качества образования, которые являются общими для всех образовательных учреждений. Именно это мы и будем смотреть, определяя результативность. Посмотрите на слайд.

СЛАЙД 8

Результативность образовательного процесса мы будем фиксировать по двум группам показателей: учебным и личностным.

СЛАЙД 9

В данной таблице вы видите набор основных знаний, умений и практических навыков в результате освоения конкретной образовательной программы. Они будут оцениваться по ряду аспектов по трёхуровневой шкале: минимальный, средний и максимальный.

Аспект «Теоретическая подготовка ребёнка» включает в себя соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям и владения специальной терминологией по тематике программы.

Следующий аспект — «Практическая подготовка ребёнка» — включает в себя практические умения навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием и оснащением и креативность в выполнении заданий.

СЛАЙД 10

Аспект учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения и навыки включают в себя … (ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ СЛАЙД)

СЛАЙД 11 — 12

Индивидуальная карта обучающегося в результате будет выглядеть вот так.

СЛАЙД 13

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы у нас осуществляют психологи.

СЛАЙД 14

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребёнком отражается в индивидуальной карточке учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе, куда педагог фиксирует результаты диагностического обследования ребёнка по трем аспектам, о которых мы сегодня говорили:

— теоретическая подготовка ребёнка;

— практическая подготовка ребёнка и

— общеучебные умения и навыки

СЛАЙД 15 (ЗАЧИТАТЬ!) 

СЛАЙД 16

При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребёнка и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников детского объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результаты работы детского объединения.

 

 

«Результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования»

Презентацию вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/Icx-DEvE7sGpbw

Слайд 1

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты. В силу индивидуального характера обучения в идеале для каждой дополнительной образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.

Слайд 2

Для начала стоит уточнить понятия «результат» и «образовательный результат», поскольку они могут иметь различные трактовки. В энциклопедической литературе встречаются следующие подходы.

Слайд 3

Результат (resultatus — отраженный):

  • итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой-либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — М., «Советская энциклопедия», 1969);
  • показатель мастерства (Современный словарь иностранных слов. — СПб.: «Дуэт», 1994);

Конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

  • состояние системы после окончания процесса (Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. — М.: МГПИ, 1990).

Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.

Цель деятельности трактуется как субъективно мыслимый образ, который удовлетворяет исходную потребность (Трубников Н.Н.), как «образ желаемого будущего» (М.М. Поташник). Таким образом, цель — это представление человека о том, чего он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.

Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования — это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели формулируются на достаточно длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и станет предметом оценки.

С учетом сказанного результат можно охарактеризовать как состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями.

Слайд 4.

Образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.

Изменение состояний, свойств, личности ребенка, системы отношений, содержания образования и т.д.

Слайд 5   Особенности системы дополнительного образования

— свобода выбора

— вариативность

— личностно-ориентированный подход к ребенку

— реализация коммуникативных потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов

— возможность творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихся

— комфортная эмоционально-психологическая атмосфера

— самостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)


Слайд 6

Итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка;

деятельность, дающая промежуточный и конечный продукт, имеющий две грани – внешнюю(видимую) и внутреннюю (личностную).

(Золотарева А.В. «Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей» сб. Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции. Ярославль,1997)

Вначале остановимся на результатах деятельности педагога.

Многие руководители начинают оценку педагога не с него самого, а с оценки его детского коллектива, достижений его воспитанников: сколько призовых мест заняли «его» дети в конкурсах и на выставках, сколько получили наград, сколько мастеров, лауреатов подготовил данный педагог и т.п. Казалось бы, это правильно, однако существует ряд проблем, которые следует обозначить с целью поиска их решения.

Во-первых, при таком подходе не учитывается значительный пласт работы педагога с теми детьми, которые изначально по уровню своих способностей не могут достичь высших показателей и занять призовые места, стать лауреатами, хотя добиваются значимых результатов по сравнению с тем уровнем, с которого они начали, придя заниматься к данному педагогу.

Во-вторых, при данном подходе проигрывают преподаватели тех коллективов, где получение предметных знаний, умений и навыков не является приоритетной задачей, а также тех, где образовательный процесс весьма специфичен (например, клуб общения старшеклассников, объединение «Милосердие» и др.). Дело в том, что из поля зрения экспертов, оценивающих труд педагога через учебные достижения учащихся, уходят результаты воспитательной работы, результаты социализации личности (навыки общения; приобретенные ребенком личностные качества). Нельзя забывать и о том, что положительный результат на уровне отдельного ребенка может проявиться не сразу, иногда — через несколько лет.

Вот почему очень важно учитывать, видит ли педагог «отдаленные» результаты, умеет ли прогнозировать и выстраивать путь движения к ним у разных детей. Не случайно педагогам сегодня рекомендуется разрабатывать образовательные программы отдельно для каждой ступени, для каждой возрастной группы, решая, таким образом, проблемы качества образования,  реализации воспитательных задач.

Слайд 7.

Прежде чем анализировать достижения учащихся как показатель результативности деятельности педагога, следует уяснить следующее (Железнова Л.Б.).

  • Какие цели ставит педагог: насколько они актуальны, перспективны, социально значимы.
  • Каково содержание преподаваемого курса: насколько оно целесообразно, практически значимо для ребенка, многообразно и комплексно; насколько велик его развивающий, воспитательный потенциал;
  • Насколько организована педагогическая деятельность: насколько она планомерна, систематична, диагностируема; каковы принципы организации педагогической деятельности; насколько многообразны и гуманны педагогические технологии и методики; насколько творчески подходит педагог к организации всей своей деятельности.
  • Каковы показатели квалификации педагога — имеющееся образование (специальное или педагогическое), стаж работы, профессиональные достижения и заслуги (аттестационная категория, награды, звания).

В итоге такого анализа должно сложиться целостное представление о профессиональной компетентности педагога.

Слайд 8.

Теперь поговорим о диагностике результатов образовательной деятельности детей.

В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам.

При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Однако такой подход таит в себе ряд опасностей.

Во-первых, у разных детей — разные исходные темпы и глубина освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств — процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить.

 Однако делать это необходимо каждому педагогу, что обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.

Напомним, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании»

ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Это должно способствовать созданию условий для:

— развития индивидуального потенциала обучающихся,

-формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

—  А приобретенные знания, умения и навыки —  основа и средства для  образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества.

Следовательно, образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить, по двум группам показателей:

  • учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
  • личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Слайд 9.

Результативность — это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Слайд 10.

Параметрами анализа результативности педагогической деятельности, являются:

  • Качество организации образовательного процесса.
  • Эффективность педагогической деятельности.
  • Профессиональные проявления и достижения.

Под качеством организации образовательного процесса понимается такое свойство (состояние) организации, при котором достигается положительная динамика личностных проявлений обучающихся, обогащение их опыта социально и личностно значимым содержанием и обеспечивается продуктивность их деятельности.

Эффективность педагогической деятельности– степень позитивного влияния  результатов педагогической деятельности на достижения и положительную динамику личностных проявлений обучающихся.

Термин «эффективность» применительно к педагогической деятельности несет смысловой оттенок «действенности»,  приводящий к запланированной цели. В этом случае учитывается отсроченность образовательных результатов, проявление результатов спустя некоторый временной отрезок.

Параметру «Эффективность педагогической деятельности» соответствуют критерии динамика образовательных результатов и удовлетворенность участников образовательного процесса. Основной смысл анализа – установить соответствие достигнутых эффектов

Профессиональные проявления и достижения. Профессиональные достижения имеют существенное значение для педагога, но  не должны становиться самоцелью, иначе будет искажен смысл самой педагогической деятельности.

Критериями, соответствующими данному параметру, выступают:

  • технологичность педагогической деятельности
  • динамика личностных проявлений педагога.

Технологичность педагогической деятельности – это способность производить запланированные изменения,  вследствие педагогических умений (аналитических, конструктивных и организаторских и т.д.).

  • прогнозирование оперативных и долгосрочных результатов;
  • постановка педагогических задач;
  • отбор и обоснованное применение методов и технологий обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате ресурсов;
  • функциональная организация образовательного пространства;
  • рациональность применения разнообразных средств, форм и методов.

Динамика личностных проявлений педагога – проявляется через

  • коммуникативность
  • культуру педагогического общения
  • сформированность рефлексивных навыков
  • уровень профессиональных достижений.

Показателями данного критерия служат соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с коллегами, учащимися и родителями; обладание навыками саморегуляции и рефлексии; умение анализировать и обобщать свой профессиональный опыт; освоение новых профессиональных знаний и умений; участие в профессиональных конкурсах; создание инновационных продуктов и дидактических материалов.

Слайд 11.

 Критерии результативности:

  • стабильность количественного и качественного состава учащихся;
  • уровень освоения учащимися образовательной программы;
  • результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях. выставках) разного уровня
  • качество программно-методического обеспечения
  • результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т. д. Разного уровня;
  • включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета).

 

Видеофильм  вы можете посмотреть (скачать), перейдя по ссылке: https://yadi.sk/i/nk1qM84K0X73IA