Понятие и сущность метода обучения.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Следовательно, понятие метода обучения отражает:

  • способы обучающей работы педагога и способы учебной работы обучающихся в их взаимодействии, то есть способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач;
  • специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т. п.

Например, в таких приёмах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление.

Методы организации занятия в творческом объединении в ОУДОД:

— словесный, наглядный, практический;

— объяснительно-иллюстративный;

— ре продуктивный;

— проблемный;

— частично-поисковый;

— исследовательский;

— метод наблюдений;

— метод программированного обучения;

— проектно-конструкторские методы;

— игровой;

— интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);

— психологические и социологические методы и приёмы.

Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция, практикум, сценический этюд и др.; письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; рефератов, сценариев, программ и т. п.

  • Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.
  • Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.
  • Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; видеозапись звуков, голосов; фотовидеосъёмка; проведение замеров и т. п.
  • Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты и т. д.
  • Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа; постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
  • Методы программного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения (остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно); самостоятельное изучение определённой части учебного материала.
  • Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

— разработка проектов, программ;

— построение гипотез; моделирование ситуации;

— создание новых способов решения задачи;

— создание моделей, конструкций, конструирование игр,

конструирование из бумаги;

— создание творческих работ, литературных произведений;

— разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование;

— создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

  • Метод игры:

— дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры и т. д.;

— игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

— игры-конкурсы, игры-путешествия, ролевые игры, деловая игра;

— настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.

  • Наглядный метод обучения:

— с использованием наглядных материалов: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики;

— демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы,

— демонстрационные опыты;

— видеоматериалы.

  • Психологические и социологические методы:

— анкетирование (разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование);

— психологические тесты;

— создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

— психологический театр;

— деловая игра.

  • Интеграционный метод (проведение занятий с использованием различных средств искусства): изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение.