Нормативно-правовой блок
(в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
и Федеральными государственными образовательными стандартами )
- Непрерывное образование, обеспечивающее возможности реализации права на образование в течение всей жизни, включает:
- общее образование;
- профессиональное образование;
- дополнительное образование и профессиональное обучение;
- все ответы правильные.*
- К уровням общего образования относятся:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- все ответы правильные.*
- К уровням профессионального образования относятся:
- высшее образование – бакалавриат;
- высшее образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;
- среднее профессиональное образование;
- все ответы правильные*.
- Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- автономность образовательных систем субъектов;
- преемственность основных образовательных программ;*
- вариативность содержания программ соответствующего уровня;*
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ и результатам их освоения*.
- Федеральные государственные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ;*
- условиями реализации основных образовательных программ;*
- минимуму содержания образования;
- результатам освоения образовательных программ.*
- Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается:
- Министерством образования и науки РФ;
- Госдумой РФ;
- Правительством РФ;*
- Президентом РФ.
- Образовательные программы дошкольного общего образования разрабатываются и утверждаются:
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования;*
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющейся государственной аккредитацией.
- Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов;*
- Федеральных государственных требований.
- В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме:
- очной;*
- очно-заочной;*
- заочной;*
- дистанционной.
- В Российской Федерации образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме:
- семейного образования;*
- самообразования;*
- экстерната.
- Кто может осуществлять образовательную деятельность:
а) индивидуальные предприниматели;
б) организации, осуществляющие обучение;
в) образовательные организации;
г) все ответы верные.*
- Кто определяет порядок приема обучающихся в образовательную организацию?
а) в 1-ый класс начальной школы – учредитель, в остальные – образовательная организация;
б) на ступенях начального общего и основного общего образования – образовательная организация;
в) только учредитель;
г) это относится к компетенции только образовательной организации.*
- При каких условиях можно привлекать обучающихся к труду в образовательной организации?
а) при условии, что вышестоящим органом поставлена соответствующая задача;
б) если получено добровольное согласие каждого из обучающихся;
в) требуется только соблюдать условия безопасности и охраны труда;
г) при условии согласия обучающихся, согласия родителей (законных представителей) для несовершеннолетних обучающихся.*
14.Какие обязанности должны выполнять обучающиеся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?
а) добросовестно осваивать образовательную программу;
б) выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия;
в) осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
г) выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
д) все ответы верные.*
- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности:
а) в освоении основных общеобразовательных программ;
б) в развитии;
в) в социальной адаптации, в т.ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
г) во всем перечисленном выше.*
- Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
а) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся;
б) давать согласие на проведение психологических, психолого-педагогических обследований;
в) давать согласие на участие в психологических, психолого-педагогических обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них;
г) получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
д) все ответы верные.*
- Кто может войти в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?
а) представители совершеннолетних обучающихся;
б) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
в) работники организации, осуществляющей образовательную деятельность;
г) все перечисленные выше.*
- Что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» включается в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности?
а) учебная (преподавательская);
б) воспитательная работа;
в) индивидуальная работа с обучающимися;
г) научная, творческая и исследовательская работа;
д) также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом;
е) все указанные выше виды деятельности.*
- Кем или чем определяется соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года?
а) соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации;*
б) руководителем образовательной организации;
в) учредителем образовательной организации;
г) министром образования и науки.
- Что должен предпринять руководитель образовательной организации в первую очередь в случае, если к нему поступила письменная жалоба от родителей обучающегося на учителя, который, по их мнению, нарушил нормы профессионального поведения, например, при всем классе обзывал ученика грубыми унизительными словами?
а) объявить выговор учителю;
б) назначить и провести дисциплинарное расследование;*
в) уволить учителя, допустившего нарушение, несовместимое с законодательными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам;
г) провести педагогический совет с вызовом на него родителей и разобраться в сложившейся ситуации.
- Имеет ли право на длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года учитель, проработавший в данной образовательной организации всего один учебный год, но имеющий 10-летний стаж непрерывный педагогический стаж?
а) да, безусловно;
б) да, если установлено учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, что этот отпуск является оплачиваемым;*
в) да, если учитель сам найдет себе замену на этот период:
г) нет.
- Кто является работодателем для учителя образовательной организации?
а) образовательная организация;*
б) учредитель образовательного учреждения;
в) руководитель образовательного учреждения;
г) заместитель руководителя образовательного учреждения.
- Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется:
а) ежегодно;
б) один раз в три года;
в) один раз в пять лет;*
г) по желанию педагогического работника.
24.Руководитель государственной или муниципальной образовательной организации несет ответственность за руководство:
а) образовательной работой;
б) научной работой;
в) воспитательной работой;
г) организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации;
д) всеми видами перечисленных выше работ.*
- Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим и другим ученикам с целью получения дополнительного дохода?
а) да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
б) да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, и получив соответствующую лицензию на образовательную деятельность, при том, что это не приводит к конфликту интересов в данной организации;*
в) да, но только с разрешения администрации образовательной организации, где он постоянно работает;
г) нет.
- Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей):
а) со своим уставом;
б) с лицензией на осуществление образовательной деятельности;
в) со свидетельством о государственной регистрации;
г) с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
д) со всеми перечисленными выше документами.*
- Основанием для изменения образовательных отношений является:
а) распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом;*
б) распорядительный акт министерства образования;
в) распорядительный акт учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
г) распорядительный акт, изданный президентом образовательной организации.
- Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме:
а) единого государственного экзамена (ЕГЭ);
б) а также в форме, которая может установиться для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в спец. учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся детей-инвалидов;
в) а также в форме, которая может установиться для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов России из числа языков народов РФ и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов РФ для прохождения итоговой аттестации;
г) все перечисленные формы.*
- Какие документы об образовании и (или) о квалификации выдаются в Российской Федерации:
а) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
б) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных профессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
в) все ответы верные.*
- Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются:
а) федеральным органом исполнительной власти;*
б) органами исполнительной власти субъекта РФ;
в) самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
г) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
- Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки), образцы которых устанавливаются:
а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;*
б) органами исполнительной власти субъекта РФ;
в) самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
г) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
- В каких случаях образовательные отношения прекращаются между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность?
а) в связи с получением образования (завершением обучения);
б) досрочно;
в) в обоих случаях, указанных выше.*
- В каких случаях образовательные отношения досрочно прекращаются между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность?
а) по инициативе обучающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода в другую организацию;
б) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность;
в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации;
г) во всех случаях, указанных выше.*
- В течение какого времени лицо, отчисленное из образовательной организации по инициативе обучающегося до завершения образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения?
а) в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено;*
б) в течение трех лет;
в) в течение одного года;
г) в течение десяти лет.
- Кем или чем определяются порядок и условия восстановления в образовательной организации обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации?
а) локальным нормативным актом этой организации;*
б) министерством образования;
в) учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
г) президентом образовательной организации.
- Обязательными уровнями образования в РФ являются:
- начальное общее образование;*
- основное общее образование;*
- среднее общее образование;*
- среднее профессиональное образование.
- Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста:
- 14 лет;
- 17 лет;
- 18 лет;*
- 20 лет.
- Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижению детьми возраста:
- шести лет и шести месяцев;*
- семи лет;
- восьми лет;
- девяти лет.
- Прием на обучение на основании результатов единого государственного экзамена осуществляется по программам:
а) бакалавриата;*
б) специалитета;*
в) магистратуры.
- Профессиональное обучение направлено:
а) на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции;*
б) получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего;*
в) на формирование и развитие творческих способностей человека.
- Профессиональное обучение предусматривает получение разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего:
а) с изменением уровня образования;
б) без изменения уровня образования.*
- Профессиональное обучение реализуется по программам:
а) профессиональной подготовки рабочих и должности служащих;
б) профессиональной переподготовки рабочих и служащих;
в) повышения квалификации рабочих и служащих;
г) все ответы правильные.*
- К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
а) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;*
б) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование;*
в) лица, имеющие профессиональную подготовку.
- Форма обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения устанавливается:
а) нормативно-правовым актом регионального органа управления образования;
б) организацией, осуществляющей деятельность самостоятельно;*
в) образовательной организацией по согласованию с учредителем.
- Повышение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается:
а) дипломом;*
б) свидетельством;
в) удостоверением.
- Присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации в форме:
а) диплома;*
б) удостоверения;*
в) сертификата.
47.В каких организациях осуществляется общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;*
б) в любых образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
48.В каких учреждениях получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет?
а) в общеобразовательных организациях субъектов РФ, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;*
б) в любых образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
- Где проходят экспертизу примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)?
а) в министерстве образования и науки;
б) в региональных органах исполнительной власти;
в) в образовательной организации;
г) в централизованной религиозной организации.*
- Лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности подлежат:
а) образовательная деятельность;*
б) образовательная организация;
в) образовательноеорганизация.
- Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности является:
а) образовательные организации, осуществляющие обучение;*
б) индивидуальные предприниматели;*
в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно.
- Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится:
а) по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС;
б) по программам дошкольного образования;
в) по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
- Кто несет ответственность за качество образования выпускников?
а) образовательная организация;*
б) учитель:
в) руководитель образовательной организации:
г) руководитель образовательной организации, учителя и родители (законные представители) обучающихся.
- Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного присутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т.п.), сети он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?
а) да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом:*
б) да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие;
в) да, безусловно;
г) нет, ни при каких условиях.
- Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно?
а) да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях:
б) да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не
входит в компетенцию Министерства или в полномочия проверяющего;*
в) нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;
г) нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях.
- Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?
а) сам учитель;
б) образовательная организация;*
в) учредитель образовательной организации;
г) государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации.
- Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год?
а) самостоятельно исправить оценку на положительную, и рекомендовать органам управления образовательным организациям перевести обучающегося в следующий класс на общих основаниях;
б) постараться договориться с администрацией образовательной организации и с ее разрешения исправить оценку на положительную;
в) поставить запрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;
г) ходатайствовать перед органом управления образовательной организации об условном переводе этого ученика в следующий класс.*
- Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7-го класса, достигшего возраста 13-ти лет, за то, что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»?
а) да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не
нарушая требований закона, может его удовлетворить;
б) да, требование правомерно, но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательной организации и (или) совершил противоправные действия;
в) да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других учителей:
г) нет.*
- Вправе ли администрация гимназии при наличии соответствующей вакансии мотивировать отказ в приеме на работу учителя начальных классов, имеющего среднее специальное педагогическое образование, недостаточным уровнем его образования?
а) да, прием на работу осуществляется по усмотрению самой администрации:
б) да, если Типовым положением о гимназии будет установлен для работы в начальных классах гимназии образовательный ценз — высшее педагогическое образование:*
в) да, за исключением случаев, когда учитель с таким образованием направлен на работу службой занятости населения:
г) нет.
- Чье замечание (завуча, представителя методической службы, представителя Минобразования РФ) по поводу применяемой методики обучения следует принять к сведению учителю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?
а) завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;*
б) представителя методической службы, утверждающего, что применяемая методика в худшую сторону отличается от традиционных;
в) представителя Минобразования РФ, утверждающего, что следует реализовывать только методики, рекомендованные министерством;
г) ничьи.
- Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным?
а) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательной организации;
б) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
в) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
г) некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися*.
- Кто является работодателем для учителя общеобразовательной организации?
а) образовательная организация;*
б) учредитель образовательной организации;
в) руководитель образовательной организации:
г) заместитель руководителя образовательной организации.
- Если образовательная организация направило учителя в качестве воспитателя в детский трудовой лагерь, то должна ли эта его работа оплачиваться сверх установленного оклада?
а) да, во всех случаях;
б) да, в случае, если осуществление таких работ и обязанностей не предусмотрено трудовым договором или иными нормативными правовыми актами;*
в) да, только в случае если осуществление этих дополнительных функций происходит за рамками официально установленного рабочего времени;
г) нет, ни при каких условиях.
- Является ли нарушением закона со стороны работников образовательной организации привлечение обучающихся к агитационной работе, проводимой в ходе выборов?
а) нет;
б) нет, если общее собрание школы приняло такое решение;
в) да, если это осуществляется в принудительном порядке.*
г) да, во всех случаях.
- Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель общеобразовательной организации?
а) любые, по своему усмотрению:*
б) только одобренные Минобразованием РФ,
в) только одобренные Минобразованием РФ и органом управления образованием субъекта РФ;
г) только одобренные Педагогическим советом школы.
- Законно ли поступил директор школы, уволивший учителя за появление его на работе в состоянии алкогольного опьянения?
а) да, безусловно;*
б) да, если это его повторное появление на работе в таком виде;
в) да, если на это получено согласие профсоюза;
г) нет.
- Если учитель решил применять в своей деятельности новую методику, предусматривающую практические занятия, в ходе которых требуется выполнение обучающимися определенных трудовых функций, то каким образом он должен обеспечить внедрение этой методики?
а) включить практические занятия в свой рабочий план и потребовать от
обучающихся обязательного выполнения предусмотренных этим планом трудовых функций;
б) согласовать этот вопрос с завучем и проводить эти практические занятия в обычном порядке;
в) обратиться к руководителям образовательной организации с просьбой о включении этих занятий в образовательную программу и учебный план, и после включения приступить к этим занятиям;*
г) получить согласие на проведение этих занятий от родителей (законных представителей) обучающихся и после этого проводить эти занятия в обычном порядке.
- Кто из перечисленных не может являться председателем управляющего совета образовательной организации (выделите верные варианты ответов):
а) директор школы;*
б) представитель общественности;
в) представитель учредителя;
г) представитель родительского коллектива.
- Конкретные полномочия членов Управляющих советов образовательных организаций определяются (выделите верный ответ):
а) положением об Управляющем совете образовательной организации;*
б) они указаны в Уставе образовательного учреждения;
в) определяются самими членами Управляющих советов;
г) положением и распределении стимулирующей части ФОТ.
- Можно ли послать на сельскохозяйственные работы ученика в случае, если орган управления образованием принял решение об участии в этих работах?
а) нет, ни при каких условиях.
б) да, при условии согласия ученика.
в) да, при условии согласия его родителей (законных представителей).
г) да, при условии согласия ученика и его родителей (законных представителей).*
- Можно ли без разрешения учредителя внести в устав положения, разработанные и принятые образовательным организациям?
а) да, любые положения.
б) да, кроме положений, регулирующих отношения с учредителем.
в) закон допускает это в части устава, не урегулированной законом.
г) нет, закон не допускает этого.*
- Примерная основная образовательная программа по ФГОС состоит из:
а) рабочих (учебных) программ курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей
б) базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (учебных модулей) с учетом уровня и ступени образования;*
в) требований к результатам подготовки выпускников;
г) других материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся
- Требования к условиям реализации основных образовательных программ по ФГОС описывают требования:
а) к материально-техническому обеспечению; *
б) учебно-методическому обеспечению;
в) к соотношению гуманитарной и естественнонаучной составляющей образовательных программ;
г) кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы.*
- Требования к структуре основных образовательных программ по ФГОС включают требования:
а) к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.);
б) к уровню подготовки выпускников;
в) к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;*
г) к минимуму содержания основных образовательных программ.
- Качество образования – это
а) соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;*
б) совокупность уровня индивидуальных достижений учащихся и качества деятельности преподавателя;
в) качество основных образовательных программ;
г) улучшение производительности труда в школе.
- Основной целью СОКО является:
а) получение и распространение достоверной информации о качестве образования;
б) принятие правильных управленческих рений;
в) определение критериев для распространения стимулирующей части фонда оплаты труда при НСОТ;
г) подведение итогов работы образовательной организации.
- Объектами оценки в системе образования являются:
а) образовательные программы;
б) образовательные организации;
в) индивидуальные образовательные достижения учащихся;
г) все вместе.*
- Внешнюю оценку качества образования дают:
а) органы управления образованием;
б) государственные структуры, органы власти;*
в) производство;*
г) общество.*
- Внутреннюю оценку качества образования дают:
а) обучающиеся;*
б) обучающие;*
в) ресурсное обеспечение;
г) общество.
- Объектами внутреннего мониторинга являются:
а) оценка образовательных программ;
б) самооценка образовательного учреждения;*
в) результаты сдачи ГЭ;
г) результаты специальных социологических опросов.
Вопросы по педагогике и психологии
- Что способствует формированию ответственности у детей?
а) систематический контроль;
б) высокая требовательность к качеству выполнения заданий;
в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;*
г) свобода действий.
- Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:
а) общего психологического климата в образовательной организации;
б) целостности и системности воспитательной системы;*
в) самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
г) дисциплины в образовательной организации.
- Из чего строится система «культурного пространства»?
а) телевизионных видео и радиотрансляций;
б) различных форм культурного досуга;*
в) музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;
г) театров, музеев, выставок.
- Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?
а) проблемный метод;
б) технология сотрудничества и взаимообучения;*
в) вербальный метод;
г) метод наглядности.
- Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:
а) личностно-ориентированный;
б) деятельностный;*
в) культурологический;
г) творческий.
- Что называется педагогической технологией?
а) это метод многократного выполнения детьми определенных действий с целью выработки и совершенствования у них умений и навыков в учебной работе;
б) это процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений;
в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;
г) это совокупность умений, позволяющих быстро ориентироваться в педагогической ситуации, находить при этом наиболее целесообразное решение вопроса и проявлять чувство меры в осуществлении средств, методов и приемов педагогического воздействия.
- Какой из подходов применим для интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:
а) дидактический подход;
б) кибернетический подход;
в) психологический подход;
г) системный подход.
- Фундаментом педагогического мастерства является:
а) педагогические способности и умения;
б) общая высокая культура и эрудиция;
в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;
г) владение приемами общения.
- Что мы называем индивидуальным развитием человека?
а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;
б) наличие роста, веса, мускул и т.д;.
в) формирование у детей навыков гигиены;
г) активное участие в общественной жизни общества.
- Дидактика – это:
а) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания;
б) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения;
в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;
г) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.
- Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
- a) К.Д.Ушинским;
б) В.Ф.Одоевским;
в) Я.А.Коменским;
г) А.С. Макаренко.
- Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —
а) К.Д.Ушинский;
б) Л.Н.Толстой;
в) А.С.Макаренко.
г) В.Ф.Одоевский
- Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:
а) медицинская;
б) общая;
в) социальная;
г) возрастная.
- Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:
а) холерика;
б) флегматика;
в) меланхолика;
г) сангвиника.
- Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании) психических явлений в постоянном движении, изменении?
а) принцип детерминизма;
б) принцип развития;
в) принцип объективности;
г) принцип всесторонности.
- Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:
а) эмпатия;
б) апатия;
в) фрустрация;
г) аффект.
- Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
- a) релаксация;
б) рефлексия;
в) эмпатия;
г) инициация.
- Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
- Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:
а) наглядно-образным;
б) наглядно-действенным;
в) словесно-логическим;
г) абстрактным.
- Для волевого регулирования присущи действия:
а) неосознанные;
б) сознательные;
в) интуитивные;
г) непроизвольные.
- Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:
а) стимуляция учебной деятельности;
б) мотивация учебной деятельности;
в) активация учебной деятельности;
г) выработка самостоятельности к учебной деятельности.
- Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?
а) социальные мотивы;
б) стремление детей к самостоятельности;
в) познавательные интересы;
г) дополнительные мотивы.
- В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?
а) К.Д. Ушинский;
б) Я.А. Коменский;
в) Н.И Пирогов;
г) Джон Локк.
- Цель воспитания — это
а) конечный результат формирования личности;
б) форма обучения учащихся;
в) уровень цивилизации общества;
г) показатель успеваемости учащихся.
- Движущие силы процесса воспитания –
а) противоречия, возникающие в развитии личности;
б) познавательные интересы личности;
в) процесс накопления количественных изменений;
г) сложившиеся формы взаимоотношений
- Задачи педагогической деятельности:
а) создание условий для гармонического развития;
б) сосредоточенность на содержании предмета;
в) реализация коммуникативной функции;
г) смена труда и отдыха.
- Позиция педагога – это
а) система отношений к педагогической деятельности;
б) научно-теоретическая подготовка;
в) готовность к педагогической деятельности;
г) умение планировать процесс обучения.
- Критерием эффективности воспитания являются
а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;
б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями;
в) формирование эстетического вкуса;
г) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия.
- Путь достижения цели и задач обучения:
а) форма обучения;
б) методика обучения;
в) метод обучения;
г) способ обучения.
- Образовательные программы разрабатываются на основе:
а) концепций образования;
б) программ развития образования;
в) закона об образовании;
г) образовательных стандартов.
- Компонент структуры личности –
а) мышление;
б) возраст;
в) характер;
г) память.
- Наказание –
а) просьбы, стимулирование, добрые дела;
б) метод воспитания, проявляющийся в форме требования;
в) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел;
г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.
- Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
а) педагогический мониторинг;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическая рефлексия;
г) педагогический менеджмент.
- Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:
а) совместимость;
б) лидерство;
в) адаптивность;
г) пластичность.
- Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:
а) вербальные;
б) общие;
в) специальные;
г) невербальные.
- В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
а) мотивационный;
б) материализованный;
в) контрольный;
г) внешнеречевой.
- Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:
а) приоритетность знаний педагога;
б) согласие с ныне существующей целевой установкой школы;
в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
г) выстраивание гуманистических отношений в системе «педагог-учитель».
- Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
а) учебник;
б) учебный план;
в) учебная программа;
г) рабочая тетрадь.
- Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:
а) принцип культуросообразности;
б) принцип индивидуализации;
в) принцип природособразности;
г) принцип личностной ориентированности.
- Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:
а) организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;
б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;
в) приспособленное к дистанционному обучению всех детей;
г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.
- Методика обучения представляет собой:
а) проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет;
б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;
в) науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения;
г) отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету.
- Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности
а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;
б) Учебная программа;
в) Рабочая программа учителя, на основании которой он осуществляет обучение в конкретной учебной среде.
г) Диплом образовательного учреждения о высшем образовании, дающий правоведения профессиональной деятельности в предметной области.
- Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:
а) основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;
б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;
в) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений;
г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.
- Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:
а) в младшем школьном возрасте;
б) в подростковом возрасте
в) в юношеском возрасте;
г) во всех перечисленных выше.
- Толерантность – это:
а) нетерпимость;
б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;
в) непримиримость;
г) похвала, согласие.
- К числу возрастных кризисов не относится:
а) кризис трех лет;
б) кризис семи лет;
в) кризис подросткового возраста;
г) кризис 8 лет.
- Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:
а) самоуважение;
б) самооценка;
в) самоанализ;
г) идентификация.
- Средством невербального общения не является:
а) контакт глазами;
б) мимика;
в) поза и жесты;
г) речь.
- Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:
а) экспрессия;
б) экстраверсия;
в) экстравагантность;
г) эксцентричность.
- Основным средством вербального общения является:
а) контакт глазами;
б) мимика;
в) поза и жесты;
г) речь.
- Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:
а) тревожность;
б) эмоциональность;
в) возбудимость;
г) агрессивность.
- Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:
а) социальная адаптация;
б) включенность;
в) эмоциональное благополучие;
г) развитие.
- Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:
а) компромисс;
б) договор;
в) контракт;
г) обязательство.
- Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:
а) личностные особенности;
б) индивидуальность;
в) имидж;
г) самобытность.
- Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:
а) внушением;
б) подражанием;
в) заражением;
г) убеждением.
- Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:
а) эмоциональная лабильность;
б) ригидность;
в) мобильность;
г) тревожность.
- Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:
а) гуманизм;
б) эмпатия;
в) альтруизм;
г) коллективизм.
- Назовите главную функцию учителя?
а) оценочная;
б) целеполагание;
в) планирование;
г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
а) Л.С.Выготскому;
б) С.Л.Рубинштейну;
в) А.Дистервегу;
г) Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
а) тифлопедагогика;
б) сурдопедагогика;
в) олигофренопедагогика;
г) педагогика
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
а) рассказ;
б) объяснение;
в) лекция;
г) беседа.
- Восприятие часто принято называть:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) наблюдательностью.
- Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
а) восприятия;
б) внимания;
в) воли;
г) воображения.
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) задатки.
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
а) формирование мотивов поведения;
б) развитие чувств;
в) развитие воли;
г) все ответы верны.
- Развитие — это (выберите правильный ответ)
а) накопление количественных изменений в организме человека;
б) уничтожение старого и возникновение нового;
в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;
г) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
- Что представляет собой учебная программа?
а) учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них;
б) в учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса;
в) под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе;
г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.
- К характеристикам произвольного внимания относятся:
а) импульсивность;
б) неорганизованность;
в) повышенная устойчивость;
г) целенаправленность.
- К интеллектуальным чертам характера относятся:
а) впечатлительность;
б) глубокомыслие;
в) доверчивость;
г) любознательность.
- К основным формам направленности личности относят:
а) пожелание;
б) убеждение;
в) интерес;
г) рекомендацию.
- К специальным способностям относятся:
а) математические способности;
б) умственные способности;
в) технические способности;
г) способность слышать.
- Объектом исследования педагогики является:
а) ребенок;
б) система педагогических явлений;
в) вопрос о целях и общем предназначении образования;
г) психика человека.
- Образование как педагогический процесс – это …
а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;
б) целенаправленно организованный процесс управления социализацией личности;
в) стихийный процесс освоения социального опыта;
г) система обучения и воспитания.
- К движущим силам учения относятся:
а) самоактуализация;
б) мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом;
в) желание успеха и признания;
г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.
- Под … воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
а) принципами;
б) содержанием;
в) закономерностями;
г) противоречиями.
- Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами
а) 1,2,3
б) 1,2,4
в) 1,3,4
г) 2,3,4
- Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это
а) тренинг;
б) деловая игра;
в) погружение;
г) мозговой штурм.
- Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология
а) общая;
б) частная;
в) индивидуальная;
г) специальная.
- Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это
а) эксперт;
б) профессионал;
в) консультант;
г) анализатор.
- Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется
а) статус;
б) функционал;
в) служебный долг;
г) должность.
- Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется
а) ведущими;
б) лидерством;
в) мотиваторами;
г) референтностью.
- Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для
а) патологичной личности;
б) личности с низкой самооценкой;
в) дисгармоничной личности;
г) необразованной личности.
- Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой
а) гибкой;
б) изменяющейся;
в) заданной;
г) фиксированной.
- Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности
а) гармоничное;
б) разностороннее;
в) многостороннее;
г) компетентностное.
- Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется
а) агрессией;
б) фрустратором;
в) разрушителем;
г) блокиратором.
- Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется
а) катализагорской деятельностью;
б) фасилитацией;
в) социальной фасилитацией;
г) атрибуцией.
- Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином
а) референтная группа;
б) эталонная группа;
в) коллектив;
г) корпорация.
- Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом
а) развивающего обучения;
б) проективного обучения;
в) личностным обучением;
г) компетентностным обучением.
- Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип
а) доступности обучения;
б) обучаемости;
в) единства обучения и воспитания;
д) детерминизма.
- Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются
а) талантом;
б) способностями;
в) гениальностью;
г) одаренностью.
- Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе
а) педагогической запущенности;
б) педагогических ошибок;
в) педагогической некомпетентности;
г) педагогической некорректности.
- Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования
а) психической сферы;
б) мотивационной сферы;
в) потребностной сферы;
г) деятельностной сферы.
- Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет
а) психодидактикой;
б) дидактикой;
в) психической;
г) педагогической.
- Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
а) социальной дезадаптации;
б) девиации;
в) делинквентности;
г) десоциализации
- Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это
а) печатный раздаточный материал;
б) методическое сопровождение учебного процесса;
в) наглядное пособие;
г) индивидуализация обучения.
- Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует
а) исследовательскую функцию;
б) экспертную функцию;
в) оценочную функцию;
г) контрольную функцию.
- Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это
а) учебное пособие;
б) учебник;
в) методическое пособие;
г) монография.
- Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества
а) профессионально важные;
б) личностно значимые;
в) нравственной направленности;
г) специфичные.
- Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это
а) гуманизация образования;
б) прагматизация образования;
в) обновление образования;
г) осмысление образования.