Методические рекомендации к занятиям.

Современные требования к учебному занятию в системе дополнительного образования связаны с ориентацией общих целей обучения на развитие личности каждого обучаемого в соответствие с его потребностями, возможностями и интересами. Учебное содержание занятия рассматривается как основное средство этого развития в условиях продуктивного и творческого взаимодействия.

Основные требования к современному занятию в учреждении дополнительного образования:

  1. Педагог обеспечивает мотивацию деятельности учащихся на каждом этапе усвоения знаний и формировании практических умений:
  • перспективная мотивация темы, раздела, всего курса обучения;
  • мотивация на этапе усвоения знаний — получение новой информации
  • на конкретном занятии;
  • на этапе отработки знаний, умений — упражнения, повторение,
  • обобщение, закрепление и т.д.;
  • на этапе контроля.

2. Педагог должен целенаправленно управлять деятельностью воспитанников, посвящая часть занятия организованной самостоятельной деятельности учащихся с учетом их психофизиологических особенностей и специфики изучаемой темы. Осуществление обратной связи на каждом этапе занятия.

3. Занятие должно быть направлено на создание ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий:

  • оказание своевременной помощи обучаемому в процессе учебной деятельности;
  • на занятии должно быть целесообразное соотношение устных и практических видов работ;
  • необходимо использовать разнообразные дидактические материалы, средства наглядности, игровые технологии;
  • предотвращение конфликтных ситуаций.

4. Домашнее задание следует предлагать только по мере острой необходимости, например при подготовке к отчетной выставке или конкурсу.

5. Структура занятия должна соответствовать дидактическим целям.

Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала и конца занятия. Начало учебного занятия направлено на быстрое и заинтересованное включение всех воспитанников в учебно-познавательную деятельность,

завершающий этап — это подведение итогов деятельности учащихся, оценка ее активности и соответствия результатов поставленным целям.

6. От оптимального темпа и плотности занятия зависит активность учащихся. Учебное занятие должно быть насыщенным, интенсивным, но не должно переутомлять учеников, иначе они могут потерять интерес к выбранному направлению деятельности. Во избежание этого необходима смена учебной деятельности, применение игровых технологий, активных методов обучения, средств наглядности.

Современные требования к современному занятию в системе дополнительного образования условно можно разделить на четыре группы:

Воспитательные требования. Специфика дополнительного образования позволяет реализовать преимущества свободного выбора ребенка и создать воспитательную систему ЦРТДиЮ, обладающую следующими признаками:

  • событийный характер организации учебной деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • включение учащихся в коллективные творческие дела;
  • формирование здорового образа жизни;
  • педагогически целесообразные формы организации учебно — воспитательного процесса;
  • формирование коллектива единомышленников;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Необходимо воспитывать моральные качества, формировать эстетический вкус, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его общей культуры.

Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в его собственные. Обучающиеся в процессе творческой деятельности включают получаемые знания в состав своей материальной и духовной культуры, осмысливают ценности, путем переживания наделяют ценностным отношением объективные знания.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с книгой, дополнительной литературой, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях.

Необходимо осуществлять систематический контроль над качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях или умениях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Педагог контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится воспитанниками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Педагог должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке — неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в кабинете, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. Основой совершенствования современного занятия является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены

объективности решения, вытекающей из анализа полной и достоверной информации о закономерностях функционирования всей образовательной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются разнообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования занятия, как организации такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

Для того, чтобы перейти к вопросу путей совершенствования занятия, мы рассмотрим принципы конструирования урока на развивающей основе.

Самодеятельность обучающихся на занятии. Деятельность учащихся выполняется не для получения какой-либо выгоды или награды, а для удовлетворения наиболее глубоких потребностей.

Самоорганизация обучающихся в ходе занятия. Урок должен строиться на основе обучения учащихся в их собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала.

Развитие личности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в качестве развивающего фактора предлагается использовать преодоление трудностей в овладении экономическими ЗУН, направлять уроки на формирование социально зрелой личности, формировать адекватную самооценку.

Формирование коллективизма. Организация непосредственной коллективной деятельности учащихся.

Ролевое участие. Наделение учащихся определенными ролями дает простор для проявления его творческой активности.

Ответственность. Ясное знание личностью своих обязанностей, принятие ею этих обязанностей, способность личности контролировать свои действия.

Психологическое обеспечение. Урок должен организовываться и проводиться таким образом, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему каждого ученика.

Основные пути совершенствования современного занятия следующие:

  1. Усиление целенаправленности деятельности педагога и учащихся.

Одна из важных педагогических задач — мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждое занятие, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

2. Осуществление организационной четкости каждого занятие от первой до последней минуты. Заранее готовятся необходимые наглядные пособия, технические средства, ученические материалы и принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока.

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Педагогически целесообразное предоставление учащимся выбора изделия, партнера по упражнению, учет интересов ребенка в учебной деятельности. Интересное направление повышения интенсивности учебного процесса связано с вопросами применения на занятии методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях творческого объединения. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей занятия.

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за учебное время, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты занятия, мастерства педагога, подготовки учащихся, организованности коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

  1. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому- материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, исторические данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.
  2. Совершенствование типологии и структуры занятия. Занятие является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, они могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков:
  • усвоения новых знаний;
  • усвоения навыков и умений;
  • комплексного применения знаний;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением занятий по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение занятий различных типов  неодинаково и зависит от направления деятельности, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных тем. Каждый тип занятия имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам. Один из путей совершенствования учебного процесса — это применение нетрадиционных форм и методов обучения. Нетрадиционное занятие по многим параметрам не похож на традиционное. Одной из отличительных особенностей нового типа является гибкость его структурного построения. Структура интегрированного (межпредметного, интегративного) занятия, занятия-соревнования, аукциона, общественного смотра знаний, как и других нетрадиционных форм обучения, не повторяют структуру друг друга, а тем более структуру традиционного школьного урока.

Нетрадиционные занятия позволяют превратить учащихся в добровольных и заинтересованных соратников, единомышленников, равноправных участников педагогического процесса. Нетрадиционные занятия создают максимально благоприятные условия для того, чтобы воспитанник занимал в учебном процессе позицию активного субъекта. Для всех нетрадиционных занятий характерно преобладание диалоговой формы общения между педагогом и учащимися.

Диалог является важным средством формирования критического мышления. Эта форма общения побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры будут играть важную роль в будущей цивилизации человечества. Уже сейчас их внедрение приводит к коренному изменению технологии во многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи теперь, существенно зависит подготовленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе.

Мастерство педагога на занятии заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Владение педагогическими и информационными технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического взаимодействия в соответствии с его основным назначением — переводом ученика в позицию субъекта образовательной деятельности.