Технология и методика проведения игровых программ

Технология и методика проведения игровых программ

Подготовила методист Лапенко Е.В.

 (по материалам Пермской государственной академии искусства и культуры)

Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.

Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.

Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

Технология игровой программы начинается с ее моделирования:

  1. Форма
  2. Название
  3. Содержание

Игровая программа бывает различного типа:

  • авторская;
  • интеллектуальная;
  • интерактивная*
  • спортивная и т.д.

Формы:

Народные формы:

  • Ярмарки,
  • Посиделки,
  • Гулянья,
  • Скоморошины.

Исторически сложившиеся формы:

  • Балы-ассамблеи,
  • Маскарады,
  • Карнавалы,
  • Гостинные,
  • Салоны.

Современные традиционные формы:

  • КВН
  • Что? Где? Когда?
  • Дискотека
  • Стартинейджер

Производные формы:

  • Спектакль — игра
  • Фестиваль — игра
  • Концерт — игра
  • Игра — экспедиция
  • Игра — экскурсия
  • Игра — акция
  • Игра — аукцион

Содержание/структура

Конферанс

Конкурсы

Игровые моменты

Концертные номера

Форма найдена, содержание продумано теперь — название.

Название — визитная карточка. Хорошее название половина успеха.

Показатель методической грамотности работника по организации досуга умение видеть в мероприятии его форму и содержание. Ошибочно сопоставлять название с формой, а форму с содержанием. Стоит запомнить, что формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.

Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:

— от имени реального человека (самого себя)

— от вымышленного героя.

Программы, которые ведутся от реального человека, менее театрализованы. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.

Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.

Правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.

Если в игровой программе используется творческий конкурс, то, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.

При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.

Целеполагание (Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)

Подготовка к проведению:

  • знакомство с литературой;
  • выбор и разработка дела с учетом возраста;
  • выбор и подготовка места проведения;
  • подготовка реквизита, костюмов;
  • привлечение спонсоров;
  • подготовка, покупка призов, реквизита;
  • определение сроков, длительности дела;
  • проведение рекламной кампании;
  • подготовка музыкального сопровождения;
  • выбор и работа с жюри;
  • деление на команды (если конкурс)
  • подготовка домашнего задания;
  • выбор и подготовка ведущих;

Проведение:

  • вовлечение, введение в программу (сюжет)
  • приветствие ведущих;
  • деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;
  • объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);
  • представление жюри (если оно есть)
  • руководство (ведение) программой
  • заключение, выход из игры
  • подведение итогов

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)

Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.

Требования к месту проведения.

Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Требования к реквизиту.

Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Перед началом.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Средства, приёмы при введении участников дело.

Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор  должен быть эмоциональным, подвижным, раскрепощенным, с естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Правила.

Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

  • игровая задача;
  • роли и расположение на площадке;
  • ход;
  • правила, ограничения;
  • представление жюри.

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Способы разбивки.

Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Заключение. Формы подведения итогов, поощрения.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:

  • присвоение званий (капитан первого ранга);
  • объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);
  • выставление оценок, подсчет очков, определение мест;
  • вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.

Рекомендуемое время проведения программы:

  • Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)
  • Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)
  • Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)

Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

Памятка анализа игровых программ.

  1. Построение программы, проведение
  • тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)
  • тип построения сценария
  • композиционная структура сценария
  • планирование сценарного хода программы
  • композиционное сценическое планирование
  • разнообразие игровых форм реализуемых в программе
  • уровень реализации яркого динамичного финала
  1. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).
  • планирование образа ведущего
  • уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы
  • сценическая этика ведущего
  • этика игровой речи
  • уровень импровизации
  • уровень владения «эмоциональным камертоном»
  • активность сценарного игрового языка
  • уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ
  1. Владение аудиторией и отзыв
  • наличие мотивации к программе, методы провокации
  • уровень активизации аудитории
  • уровень объединения аудитории для игровых действий
  • педагогическая ценность программы, ее реализация
  • активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории
  • наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.
  1. Техническое и музыкальное обеспечение программы
  • востребованность эффекта монтажа
  • музыкальная организация программы
  • уровень сложности музыкально шумовой партитуры
  • световая организация
  • уровень владения ведущими техническими средствами.