Проектирование и анализ современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

Подготовила зав. методическим кабинетом Лапенко Е.В. 

     Цель образования в современных условиях  — целенаправленное влияние на развитие потребности и способности, обучающихся к саморазвитию.

Потребность обучающегося в саморазвитии можно трактовать как стремление, желание, интерес к развитию себя.

Способность к саморазвитию обеспечивается оснащенностью, умелым владением средствами развития и системным их использованием педагогами. Саморазвитие понимается как обогащение, усложнение, гармонизация, динамизация личности с ее активным собственным участием.

В контексте реализации ФГОС  цель современного образования предполагает: целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности:

  • к осознанному самопознанию  своих  возможностей;
  • к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности;
  •  к здоровому образу жизни;
  • к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала;
  • к саморегуляции, регуляции своего психоэмоционального и физического состояния,
  • к  самооценке, разумному поведению.

  В рамках введения ФГОС концепции системно-деятельностного и личностно ориентированного образования рассматриваются как основа целостной педагогической системы, реализация которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего «Я», проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле.

Личностно ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности любого ученика в соответствии с его способностями, психофизиологическими особенностями, pаскрыть интеллектуальный потенциал личности.

Обратимся к некоторым характеристикам содержания личностно ориентированного образования, которые должны обеспечиваться педагогом в рамках каждого занятия любой учебной дисциплины. Это — направленность на удовлетворение  потребностей обучающегося,  смысла его бытия, личностного существования. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь обучающемуся в выстраивании собственной личности, в определении собственной личностной позиции в жизни.

 В содержании личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревская профессор, заведующая кафедрой педагогики Ростовского-на-Дону государственного педагогического университета, выделяет компоненты, которые,   соответствуют требованиям ФГОС общего образования:

  • аксиологический (имеет целью введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; необходимо, чтобы здоровье входило в разряд ценностных приоритетов школьников);
  • когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе, ноосфере как основе духовно-нравственного развития и здоровья);
  • деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, жизненно важных навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни);
  • личностный (способствует самопознанию, развитию рефлексивных способностей, овладению способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формированию жизненной позиции).

   В  современном занятии прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, разных мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования различных возможных решений познавательных и практических задач. Основным условием достижения обучающимися  личностных результатов является вовлеченность их в процесс образования, то есть формирование их субъектной позиции.

Для этого следует на занятии максимально часто обращаться к индивидуальному опыту обучаемого, к его потребности в самоорганизации, самоопределении.

Личностно ориентированная педагогическая деятельность должна быть организована на занятии таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как учебного, так и социального характера. Ответственность ребенка за свой образовательный успех/неуспех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения в процессе обучения.

Важный аспект обеспечения реализации требований ФГОС связан с пониманием того, что основной формой развития личности в образовательном процессе является формирование учебной деятельности учащихся.

   Следовательно, приоритетным в деятельности педагога следует считать его готовность проектировать учебную деятельность обучающихся. Это обеспечивается:

  • знанием психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности на основе учета ее структурных компонентов (мотивационного; операционально-исполнительского и рефлексивно-оценочного);
  • способностью педагога выстраивать учебный предмет в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;
  • владением системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в совместной коллективной деятельности.

 Сформированная учебная деятельность — развитие умения учиться— цель развивающего обучения, а умение учиться — это важнейшее средство саморазвития. Достижение этой цели начинается с формирования учебно-познавательных мотивов  и проявляется в познавательной активности обучающихся.

Отслеживать наличие и развитие познавательной  активносmu обучающихся на занятии педагог может по следующим диагностическим признакам:
  • сохранение устойчивости внимания на протяжении всего занятия (количество и время отвлечений, время сосредоточенной работы);
  • отношение к различным видам познавательных трудностей, с которыми дети сталкиваются в процессе занятия (стремление к их преодолению или отступление от них; отказ от работы, вызывающей затруднения; изменение эмоционального самочувствия и др.);
  • реакция на неудачи в учебном процессе (поиск виноватых, оправдание своих действий, преодоление неблагоприятной ситуации, желание выполнить задание вновь, стремление к достижению успеха и др.);
  • проявление инициативы в выполнении тех или иных учебных заданий;
  • проявление добросовестности, ответственности и старательности в выполнении  заданий;
  • устойчивое стремление к получению новой информации по предмету из дополнительных источников.

     В ходе занятия педагогу также рекомендуется анализировать следующие признаки активности детей, их включенности в учебную деятельность:

  1.   участие  в решении практической задачи;
  2. анализ трудностей, возникающих при решении новой задачи, преобразование практической задачи, выдвижение гипотез, участие учащихся в анализе условий учебной задачи;
  3. работа учащихся с моделью (выбор модельных средств, построение схемы способа, использование схемы способа для решения конкретной задачи, исправление ошибки в схеме);
  4. анализ контрольных умений обучающихся (осознание последовательности действий и хода решения задачи, обнаружение «ловушки», выражение согласия-несогласия с действиями других обучающихся по ходу их работы, участие в подведении итогов работы и др.);
  5. анализ оценочных умений обучающихся (соотнесение ожидаемого результата с полученным).

 

     Приоритетным условием для развития познавательной активности обучающихся на занятии и их субъектной позиции при формировании универсальных учебных действий является сотрудничество.

    Способность к сотрудничеству как личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к деятельности, на основе желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Она интегрирует в себе такие способности и умения, как: корректно формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, внимательно относиться к мнению своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать другому эмоциональную и содержательную поддержку, предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; демонстрировать диалогичную, а не монологичную позицию; органично сочетать «ролевые» и «межличностные» позиции, деловые и человеческие отношения. В единстве своих характеристик способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога различному содержанию взаимодействия и готовность к разнообразным его формам.

    Обратимся к некоторым характеристикам поведения педагога на занятии, которые будут свидетельствовать об ориентации  на сотрудничество с обучающимися:

  1. Педагог делится с учениками своими идеями, размышлениями, суждениями по обсуждаемой проблеме.
  2. Педагог помогает ученикам анализировать процесс их учебной деятельности, задает вопросы, побуждающие ребят к размышлению над собственной позицией в учебном процессе.
  3. Педагог обсуждает с ребятами пути совершенствования учебного процесса, способы улучшения организации занятия.
  4. Принимаются групповые решения (совместные  с обучающимися).
  5. Педагог совместно с детьми планирует, проектирует отдельные уроки.
  6. Педагог демонстрирует ученикам свою поддержку, выражает сочувствие и понимание в затруднительных для них учебных ситуациях.
  7. Педагог помогает ученикам подбирать материал для учебных блоков,  рекомендует соответствующую литературу, другие источники информации.
  8. Педагог часто практикует на занятии групповые и коллективные формы работы (взаимоконтроль, работа в парах, микрогруппах и др.).
  9. Педагог проявляет интерес к мнениям учеников и поддерживает выражение ими своей точки зрения на ту или иную проблему.
  10. Педагог приглашает ребят на дополнительные индивидуальные и групповые консультации.
  11. Педагог поощряет инициативу ребят в ходе учебного процесса.
  12. Педагог побуждает ребят к тому, чтобы по ходу занятия  они задавали как можно больше разнообразных вопросов по теме.
  13. Педагог доброжелательно и внимательно относится к ошибкам обучающихся, помогает в них разбираться и исправлять их.
  14. Педагог предлагает ребятам свою помощь в затруднительных для них учебных ситуациях.

Основополагающие технологические признаки личностно-ориентированного урока.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам технологии личностно-ориентированного обучения позволяет таковыми считать следующие признаки (показатели):

1 — актуализация на уроке субъектного опыта учащихся;

2 — создание на уроке ситуаций выбора и успеха;

3 — введение учащихся в диалог;

4 — организация сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Важно понять, что развивающий потенциал занятия не возникает сам по себе, он должен сознательно обеспечиваться педагогом посредством конкретных методических приемов, системы заданий.

   Педагогическая деятельность   должна обеспечиваться профессиональным целеполаганием, выбором адекватных цели и задач,  средств, контролем и оценкой эффективности собственных педагогических действий, что важно для конструирования (проектирования) занятия, определения его деятельностной структуры, выбора  методов и средств организации учебной деятельности, самоанализа проведенного занятия и его корректировки.

  Психологические характеристики, развитие которых должно обеспечиваться педагогом на занятии, становится предметом его целевых установок:

  • развитие мотивационной сферы обучающихся;
  • организация интеллектуальной деятельности ребят;
  • развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся и обеспечение  благоприятного психологического климата на занятии;
  • обеспечение конструктивности коммуникативных аспектов занятия.

Независимо от того, ставит ли педагог во главу угла развитие мотивационной, эмоционально-волевой сферы обучающихся или других компонентов структуры личности ребенка, важно осознавать триединую направленность поставленных на занятии целей:

  • направленность  на обучающегося (сформировать  какие-либо представления или умения, закрепить навыки, заинтересовать, вызвать определенные эмоции и т.д.),
  • на взаимодействие между педагогом и обучающимися (сплотить ребят, сформировать умения ставить цели совместной деятельности и навыки взаимодействия, обучить способам совместной работы, обучить различным формам сотрудничества, приемам взаимоконтроля и т.д.),
  • на самого педагога (апробировать определенный педагогический метод, прием, способ, продемонстрировать перед коллегам свое методическое мастерство, самореализацию как профессионала предметника, оратора и т.д.).

Традиционный подход к цели занятия предполагает главным образом направленность ее на обучающегося. Иногда встречается представление о целях занятия «на взаимодействие». Третья ж направленность — на самого педагога — крайне редка и в недостаточно степени осознается педагогами, хотя содержит в себе значительный резерв саморазвития педагога. Напомним, что как раз обоюдность развития партнеров по образовательному процессу и является важной отличительной характеристикой личностно ориентированного взаимодействия.

При проектировании занятия, безусловно, следует предусмотреть способы определения его эффективности и, следовательно, обоснованности реализуемой на занятии педагогической деятельности. Самоанализ может быть проведен продуктивно только при том условии, что достаточно четко определены критерии достижения поставленной цели, и в течение занятия педагог осознанно организует обратную связь с учениками.

  Учитывая преимущественно развивающую направленность занятия, целесообразным представляется выделение ряда показателей, рассмотрение которых позволяет судить о его успешности / неуспешности.

В первую очередь, определим такие показатели, которые условно можно назвать объективными и наблюдать непосредственно на занятии:

  • суждения и отзывы детей о занятии (или об отдельных его этапах);
  • наличие вопросов обучающихся по содержанию осваиваемого материала, а также выполняемой в ходе занятия деятельности;
  • проявление в поведении обучающихся активности, заинтересованности (или пассивности) содержанием материала или деятельностью по его освоению;
  • полнота, логичность, эмоциональность ответов ребят; удовлетворенность их собственными вопросами, высказываниями;
  • преобладание диалогических форм общения между педагогом и обучающимися над монологическими;
  • проявление желания ребят принять участие в обсуждении того или иного вопроса, ответить, задать вопрос, решить задачу.

С другой стороны, можно выделить и такие показатели эффективности, успешности занятия, как:

  • эмоциональное состояние учащихся и динамика его изменения в течение занятия;
  • эмоциональное состояние педагога и динамика его изменения в течение занятия;
  • оценка, удовлетворенность / неудовлетворенность педагога собственной деятельностью, поведением, реакциями на слова и поступки детей.

Эти показатели носят более субъективный характер, поскольку они связаны большей частью с теми переживаниями и оценками, которые сам педагог делает по отношению к собственной деятельности и деятельности обучающихся, что, конечно, имеет индивидуальный характер. Тем не менее эти показатели способны дать конструктивную информацию педагогу о том, насколько ему удается обеспечивать на занятии основные требования ФГОС о реализации системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов.