Модель учебного задания

Слайд 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

  • Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

  • Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

  • И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или  нет.

Слайд 2.   Для того, чтобы учебное занятие  имело результат,  его необходимо продумать и спроектировать по определенной схеме.

 Учебное занятиеэто систематически применяемая для задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности педагогов и обучающихся в определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н.)

Слайд 3. Цель — это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности.

Слайд 4.

Задачи  учебного занятия  —  основное средство достижения цели и условие отбора, конструирования способа действия как педагога, так и обучающихся.

Слайд 5.
Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки можно развить на учебном материале занятия):
— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу;
— обеспечить усвоение следующих основных понятий;
— проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков.

Слайд 6.

Воспитательные задачи (какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия)

  • содействовать в ходе учебного занятия формированию следующих мировоззренческих понятий;

  • осуществлять нравственное воспитание;

  • обеспечить в ходе занятия изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения и т.д.;

  • решение задач эстетического воспитания;

  • решение задач профориентации и трудового воспитания;

  • формировать бережное отношение к природе;

  • формировать устойчивую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Слайд 7.

Развивающие задачи  (конкретно какие познавательные способности обучающихся развивать, какие эмоции, познавательные интересы).

  • развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;

  • формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;

  • развивать самостоятельность мышления;

  • обеспечивать развитие речи обучающихся;

  • формировать у обучающихся умения преодолевать трудности, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний;

  • развивать познавательный интерес;

  • развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения.

Слайд 8

Планируемые результаты

  • Личностные:

— формирование уважительного отношения к истории языка, ответственного отношения к учению;

— готовность обучающихся к саморазвитию;

— доброжелательное отношение к обучающимся в объединении, их мнению;

— способность вести диалог с людьми, освоение социальных норм и правил общения;

— развитость эстетического сознания

Слайд 9

  • Метапредметные результаты

Познавательные:

— умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;

— владеть смысловым чтением, в том числе находить в тексте необходимую информацию, ориентироваться в содержании текста;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе;

— способность отстаивать свою точку зрения;

— умение использовать средства выразительности языка;

— развитие компетенции в области использования ИКТ.

Слайд 10

Метапредметные

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— умение слушать и слышать партнёра, координировать точки зрения

и позиции участников процесса, понимать речь других, формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи;

— формирование умения работать в группе;

— формирование умения слушать и слышать.

Слайд 11

Метапредметные

Регулятивные:

— формирование способности личности к целеполаганию;

— развитие регуляции учебной деятельности;

— саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;

— планирование и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

— составление плана и последовательности действий;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Слайд 12

Метапредметные

Предметные:

Например

— осознать обращение как единицу синтаксиса;

— использовать исторические данные для объяснения понятия «обращения»;

— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения её выразительности;

— распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Слайд 13.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

в учреждениях дополнительного образования детей

Занятие в УДО можно представить в виде последовательности следующих этапов:

1 этап. Организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.

2 этап. Проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

 

Слайд 14.

4 этап. Основной.

1) усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения;

2) первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознания усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция;

3) закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий;

4) обобщение и систематизация новых знаний.

Задачи: формирование целостного представления знаний по теме.

5 этап. Контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

6 этап. Итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог подводит итог: как работали ребята на занятии,

что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. Поощряет ребят за работу.

Слайд 15.

7 этап. Рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы.

8 этап. Информационный.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь место в зависимости от педагогических целей. 

Для организации и проведения  занятия, педагог использует различные методы и формы.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

Методы обучения характеризуются тремя признаками:

  • цель обучения

  • способ усвоения

  • характер взаимодействия субъектов обучения, направленные на решение задач обучения (дидактических задач) и  специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы реализуются в педагогической действительности  в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т. п.

Например, в таких приёмах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление.