Памятка № 3

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

в учреждениях дополнительного образования детей
Занятие в УДО можно представить в виде последовательности следующих этапов:
1 этап. Организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.
2 этап. Проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4 этап. Основной.
1) усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения;
2) первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознания усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция;
3) закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий;
4) обобщение и систематизация новых знаний.
Задачи: формирование целостного представления знаний по теме.
5 этап. Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
6 этап. Итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог подводит итог: как работали ребята на занятии,
что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. Поощряет ребят
за работу.
7 этап. Рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы.
8 этап. Информационный.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь место в зависимости от педагогических целей.  
Подготовила методист  Лапенко Е.В.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  СХЕМА

самоанализа учебного занятия

1. Общие сведения
— краткая характеристика учебной группы: состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2. Тема учебного занятия
— место в учебном курсе;
— степень сложности вообще и конкретно для каждой группы.
З. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.
4. Содержание учебного занятия
— соответствие содержания его цели;
— дидактическая обработка содержания;
— как учебный материал развивает творческие способности детей;
— создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;
— формированию каких знаний и умений содействует материал.
5. Тип учебного занятия
— какой тип занятия избран;
— способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.
6. Структура учебного занятия
— этапы учебного занятия;
— их последовательность;
— главный этап занятия и его характеристика;
— обеспечение целостности занятия.
7. Методы обучения
— соответствие применяемых методов цели занятия;
— эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;
— результативность используемых методов.
8. Система работы педагога
— умение организовать работу детей;
— управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся;
— поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.);
— роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9.Система работы обучающихся
— организованность, активность;
— отношение к педагогу, способность сосредоточиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
10.Общие результаты учебного занятия
— выполнение запланированного объема;
— степень реализации цели занятия;
— общая оценка результатов и эффективности занятия;
— рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
                                        Подготовила методист Лапенко Е.В.