Памятка № 2

Методы организации занятия в творческом объединении в УДО:

 

Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция, практикум, сценический этюд и др.; письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; рефератов, сценариев, программ и т. п.
  • Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.
  • Проектно-конструкторский метод: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.
  • Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, видеозапись звуков, голосов; фотовидеосъёмка; проведение замеров и т. п.
  • Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты и т. д.
  • Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа; постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
  • Методы программного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения (остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно); самостоятельное изучение определённой части учебного материала.
  • Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
 разработка проектов, программ;  построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр,
конструирование из бумаги; создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование;  создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
  • Метод игры:
дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры и т. д.;  игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игры-конкурсы, игры-путешествия, ролевые игры, деловая игра;  настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.
  • Наглядный метод обучения:
 с использованием наглядных материалов: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики;  демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;  демонстрационные опыты; видеоматериалы.
  • Психологические и социологические методы:
анкетирование (разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование);  психологические тесты;  создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);  психологический театр;  деловая игра.
  • Интеграционный метод: проведение занятий с использованием различных средств искусства( изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение).

 

                                            Схема рационального применения различных методов обучения

в каких случаях рационально применять словесные методы наглядные методы практические методы репродуктивные методы поисковые методы самостоятельная работа
при решении каких задач метод применяется особенно успешно при формировании теоретических и фактических знаний для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу для развития практических умений и навыков для формирования знаний и навыков для развития самостоятельного мышления и исследовательских умений для развития самостоятельной активности в учебной деятельности
при каком содержании учебного материала рационально применять метод когда материал носит теоретич.-информационный характер когда содержание учебного материала представлено средствами наглядности когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение труд. заданий когда содержание слишком сложно и весьма просто когда содержание материала имеет средний уровень сложности когда материал доступен для самостоятельного обучения
при каких особенностях учащихся рационально применять когда ученики готовы к усвоению словесной информации когда наглядные пособия доступны обучающимся данной группы когда обучающиеся готовы к выполнению практических заданий когда учащиеся не готовы к изучению этой темы когда учащиеся готовы к изучению данной темы когда обучающиеся готовы к самостоятельному изучению данной темы
какие возможности должен иметь педагог для использования когда педагог владеет этим методом лучше, чем другими когда педагог располагает необходимыми наглядными пособиями, или может самостоятельно их изготовить когда педагог располагает учебными пособиями, дидактическими материалами когда педагог не имеет времени для проблемного изучения данной темы когда педагог располагает временем для проблемного изучения темы и хорошо владеет  поисковыми методами  обуч. когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы детей и время, чтобы ее организовать на занятии.

 

Подготовила зав.методическим кабинетом Лапенко Е.В.