Формирование учебной мотивации средствами педагогической поддержки

Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4

В настоящее время, в условиях введения стандартов второго поколения, одна из составляющих учебной деятельности – учебная мотивация – продолжает оставаться одной из проблем, которая решается крайне трудно. Одним из способов формирования учебной мотивации является педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов и путей преодаления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.

В основе педагогической поддержки – проблема ребенка.

Ребенок должен почувствовать себя человеком, способным на поступок.

Педагогическая поддержка – это технология, у которой есть свои методы и тактики.

 Слайд5

Тактики представляют собой варианты целенаправленных методов деятельности, объединенных единым замыслом и отражающие возможную динамику развития субъектного опыта ребенка.

Педагог проектирует и реализует определенную тактику исходя из:

  • Характера проблемы;
  • Обстоятельств, ее породивших
  • Отношения ребенка и окружающих к этой проблеме
  • Уровня развития субъектных качеств ребенка.

Слайд6

Тактика защиты

В основе любой мотивации, в том числе учебной, лежат потребности. Согласно пирамиде А.Маслоу, одной из первых является потребность в безопасности и защищенности, поэтому первая тактика так и называется «Защита»

Тактика, более применима на начальном этапе, если страх блокирует действия ребенка

Кредо: ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Слайд7

Обстоятельства могут быть следующими:

  • Угроза жизни и здоровью
  • Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен
  • Требования, направленные на саморазрушение, запрет быть самим собой
  • Препятствия, непреодолимые для ребенка

Слайд8

Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию педагогической адвокатуры. Защищает права ребенка на:

  • Быть успешным,
  • Быть не таким как все,не уметь делать то, что умеют все,
  • Право на поиск, ошибку, пробу,
  • Право отстаивать свое достоинство,
  • Отказаться от того, что ему не подходит,
  • Иметь собственные чувства, независимо от того понимают ли их окружающие,
  • Право на защиту своих прав.

Слайд9

Тактика помощь

Если ребенок не верит в себя, то педагог реализует тактику помощи.

Кредо: ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом.

Педагог должен постараться пробудить собственную активность ребенка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение.

Слайд10

Тактика помощи направлена на Вывод из состояния «жертва обстоятельств в позицию «встреча с проблемой», а так же на создание условий эмоционального комфорта для ребенка.

Педагог не должен делать что-либо за ребенка. Ребенку нужно убедиться, что он может обходиться без посторонней помощи.

Слайд11

Тактика содействие

Если ребенок переоценивает себя, исключает анализ и выбор оптимальных вариантов решения.

Условия перехода к тактике содействие:

Ребенок объективно и субъективно не является жертвой обстоятельств;

У него достаточно стабильное эмоциональное состояние; его самооценка не занижена.

КРЕДО: Ребенок получив объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.

Педагог целенаправленно создает условия для развития способностей учащегося совершать выбор, содействует расширению его субъетивного опыта.

Единственное и примененное требование, которое педагог выдерживает по отношению к ребенку в тактике содействия: «Ты всегда можешь сделать выбор – попробуй поверить в себя!»

Слайд12

Главный способ осуществления тактики содействия — Отстраненность педагога от реального участия в действиях ребенка по решению проблемы. Педагог занимает позицию слушающего и вопрошающего, интересующегося мнением ребенка

Развивает критические, аналитические способности ребенка. Он учит их концентрировать на осознании того, что любая проблема имеет как минимум 2 решения.

Слайд13

Педагог постоянно интересуется мнением ребенка и отношением к происходящему, выступает рефлексивным зеркалом ребенка:

  • Часто воспроизводит формулировки ребенка, тем самым обеспечивая ему возможность услышать себя со стороны,
  • Использует инверсию(перестановку , преобразование) как средство возвращения ребенку противоречий, содержащихся в его намерениях, которые ребенок не заметил,
  • Организует обратную связь(отражение), используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребенок ( с помощью простых схем «изображает» логику высказывания)

Слайд14

Тактика взаимодействие

Если ребенок адекватен в понимании проблемы и себя, но у него объективно не хватает собственных сил для ее решения, педагог через тактику взаимодействия поможет освоить ребенку механизм договора.

КРЕДО: Договор – это испытание свободой и ответственностью, ребенок может быть подготовленным к выстраиванию договорных отношений с другими людьми.

Слайд15

Практическая часть  Педагогическая  вертушка

А теперь уважаемые педагоги, мы с вами немножечко вздобримся и перейдем к практике. Я сейчас условно делю зал на 4 части. Каждой части будет соответствовать определенная тактика педагогической поддержки. Ваша задача в течении 3-х минут вспомнить, все о чем я сейчас вам говорила, вспомнить свой педагогический опыт и ответить нам на такие вопросы:

  • Применяете ли вы данную тактику ПП в своей работе?
  • Насколько часто?
  • Если нет, то почему?
  • Считаете ли вы ее эффективной?
  • Примеры из практики.

Теперь смотрите, помимо тактик ПП, есть еще и приемы, которые так же помогают нам повысить учебную мотивацию наших обучающихся. Их 12. Мы сейчас с вами познакомимся с ними следующим образом: каждая из подгрупп вытянет у меня по 3 свитка, ознакомиться с ними, а затем нужно будет выбрать приемы, которые наиболее всего, по вашему мнению, подходят к вашей тактике ПП.

Слайд16

Разбор проблемной ситуации.

Алексей, ученик со средними способностями учится в 10 классе. Полная семья, но ребенком родители не занимаются ввиду занятости на работе.

Алексей «завис» в социальных сетях. Успеваемость снизилась, постоянно опаздывает на первые уроки. Одноклассники придумали ему прозвище «Висяк» и полностью игнорируют Алексея, но парня это не трогает. Он живет в своем мире.

Слайд17

Рефлексия

ЦЕЛЬ:  определить значимость педагогической поддержки в формировании учебной мотивации.

ВОПРОС: Как вы думаете можно ли использовать педагогическую поддержку при формировании учебной мотивации?

 

 

Слайд18

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

ЦЕЛЬ:  определить значимость полученной информации на школе педагогического мастерства.

  • Если информация вам пригодится и вы будете применять приемы ПП на практике сигнальный знак опустите под рисунок чемодана
  • Если было много нового для вас – под рисунок мясорубки
  • Если информация была бесполезна – под рисунок корзины