Проблемное обучение

«НЕ ОТ ЗНАНИЯ К ПРОБЛЕМЕ,  А ОТ ПРОБЛЕМЫ — К ЗНАНИЮ» – таков девиз проблемного обучения.

 

  1. ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

  1. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.
  2. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у
  3. нает, что не может выполнитьпоставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новцыми.вои него знаний и должен дополнить их новыми.
  4. Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
  • Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.
  1. Доказательство правильного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

3. МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:

эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

Назначение проблемного занятия: приобретение знаний, умений, активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии), развитие креативности (творческого начала), выход на проектную, исследовательскую деятельность.

  • Методы решения проблемы: исследовательский (индуктивное и дедуктивное исследование), проектирование.
  • Средства решения проблемы: эксперимент, работа с источниками информации, наблюдение, моделирование.
  • Форма занятия: беседа, лекция, экскурсия, эксперимент, теоретическая работа в группах.
  • Этапы занятия:

—  мотивация, создание проблемной ситуации;

—  выдвижение гипотез и их запись на доске:

—  исследование (теоретическое, практическое);

—  обмен информацией при работе в группах, парах, представление работы;

—  обработка информации   (выделение значимой информации, подтверждение или  опровержение высказанных ранее гипотез);

—  подведение итогов занятия, рассмотрение новых вариантов решения проблемы, рефлексия.

  • Проблемное занятие обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой могут лежать: несоответствие жизненного опыта, реальной ситуации научным сведениям; противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами; столкновение нескольких точек зрения; проблема выбора; прогноз событий; недостаток информации.

 

Проблемная ситуация  состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.

В проблемном вопросе должны быть:

1)сложность, выступающая в форме противоречия,

2)ёмкое содержание,

3)увлекательная форма,

4)доступный для ученика уровень сложности.

  1. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

— через углубление проблемного вопроса;

— через поиск разных граней его решения;

— через сопоставление разных вариантов ответов.

  1. Формы решения проблемных ситуаций:

— дискуссия;

— научный спор;

— проблемная лекция;

— проблемные задачи и задания;

— задачи исследовательского характера;

— исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением детей и научным фактом а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание педагога Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;б) доказать, что задание учениками не выполнено

 

Классификация проблемных ситуаций:

  1. По интересности (мотивации содержания):

* новое содержание

* необычность взгляда на старое

* связь с жизнью, с современностью

* связь с практической деятельностью студентов

* связь с историей и будущим

 

  1. По характеру неизвестного Х:

* Х — цель

* Х – объект деятельности

* Х – способ деятельности

* Х – условие выполнения деятельности

 

  1. По уровню проблемности:

* возникающие независимо от приемов

* вызываемые и разрешаемые педагогом

* вызываемые педагогом, разрешаемые студентом

* самостоятельное формирование проблемы и ее решение студентами

 

  1. По виду рассогласования информации:

* неожиданности

* конфликта

* предположения

* опровержения

* несоответствия

* неопределенности

 

  1. По методическим особенностям:

* непреднамеренные

* целевые

* проблемное изложение

* эвристическая беседа

* проблемные демонстрации

* исследовательские лабораторные работы

* проблемный фронтальный эксперимент

* мысленный проблемный эксперимент

* проблемное решение задач

* проблемные задания

* игровые проблемные ситуации

 

  1. По типу действий, требующихся для решения:

* выбора

* сравнение, сопоставления

* устранения рассогласованности

* эксперимента, пробы

* творческого подхода

* принятия решения

* установления связи

* поиска, исследования