Понятия и термины

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА: ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

В.М. Полонский, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики АО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

(материал подготовила зав.методическим кабинетом Лапенко Е.В.)

За прошедшие десятилетия в системе образования страны произошли значительные изменения. Реализованы федеральные, президентские, региональные, муниципальные программы, приняты федеральные государственные стандарты для начальной, основной и старшей школы, дошкольному образованию и др., вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Естественно, все эти изменения нашли свое отражение в понятийно-терминологическом аппарате педагогики, в связи с чем, возникла необходимость раскрыть смысловое содержание документов, изданных за прошедшее десятилетие. Многие педагогические недоразумения и горячие споры, писал К. Д. Ушинский, возникают из-за неточного употребления слов. По его убеждению, обсуждения различного рода проектов, дискуссии в педагогических журналах во многом выиграли в основательности, если бы авторы придавали одно и то же значение терминам, ибо, прежде чем употреблять слова: рассудок, воображение, память, внимание, сознание, чувство, привычка, навык, развитие, воля и т. д. — надо договориться об их значении*.

В зависимости от трактовки термина может быть дана правильная или ошибочная оценка фактического положения дел. Замена одного слова на другое в нормативных документах не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, слово «учреждение» в законе «Об образовании» (1992 г.) в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» заменено словом «организация». Казалось бы, факт сам по себе незначительный, на него практически не обратили внимания. Между тем в результате такой замены потребуется внести изменения в различные типовые положения, касающиеся образовательных учреждений; в документы, регулирующие лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ; в названия учебных программ, связанных с уровнями и цен зами обучения, и в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты. Раскроем основные понятия и термины.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система учреждений образования и органов управления, важнейшей целью которых является подготовка различных групп населения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. По функциям, структуре и целям относится к непроизводственной сфере***.

*** Термин «Народное образование» возник на рубеже в XVII — ХЧП1 вв. в противовес богословскому, правовому и медицинскому образованию, которые были доступны только для элиты. Народное (общенародное) образование, по мнению консервативной части общества, рассматривалось вредным и опасным для основной массы населения. «Каким бы благовидным ни был в теории проект просвещения трудящихся классов бедняков, писал член правительства, впоследствии президент Королевского общества, Дэвис.

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитаниии обучении(образовании) человека. Термин «педагогика» имеет интернациональное значение. «Die Pedagogik» синоним — die Erziehungskunst (нем.яз.); «Pedagogy» (англ. яз.); «Pedagogic» (фр. яз.). В зависимости от классификационных оснований, положенных в основу деления, различают: общую педагогику; возрастную педагогику (педагогика раннего детства, дошкольную, школьного возраста, андрагогику, геронтогогику); педагогику общеобразовательной школы, профессиональную педагогику (начальное, среднее и высшее профессиональное образование); семейную, внешкольную; коррекционную педагогику, которая подразделяется на сурдо-, тифло-,ол иго френопедагогику, лог опедию,соматопедию, Выделяются специализированные области . педагогики: сравнительная, исправительно-трудовая, военная, спортивная, социальная педагогика и педагогика социальной работы, а также такие области, как история педагогики, частные методики и др. Не существует единого подхода к классификации педагогического знания. В структуре европейского научного знания педагогика рассматривается как философия, социология, социальная психология образования или специальная дидактика. Вместо термина «educational sciences» (педагогические науки) более широкое применение находит словосочетание и других областях применения труда, к чему они предназначены в силу своего положения в обществе; вместо того чтобы научить их подчинению, оно обратило их в оппозиционеров и непокорных, как это можно наблюдать в промышленных графствах; оно дало бы им возможность читать бунтарские памфлеты, вредные книги и выступления против христианства; оно сделало бы их дерзкими по отношению к своему начальству; и в результате через несколько лет законодательная власть оказалась бы вынужденной направить сильную вооруженную силу против них и издать для исполнительных властей магистратов гораздо более жесткие, чем ныне достигнутые законы» [Бернал Дж. Наука в истории, с. 608 — 609]. «educational research» (педагогическое исследование). Воспитание нередко выделяется в отдельные рамки педагогической антропологии либо философии воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ: 1) донаучный этап развития педагогики; 2) общее понятие, более широкое, чем «педагогическая наука» и «педагогическая теория», включающее народную, или традиционную педагогику.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

ДИДАКТИКА — составная часть педагогики, теория обучения, изучающая закономерности учебного процесса, вопросы содержания начального, общего, профессионального, дополнительного и дистанционного образования, принципы, цели, методы и opraнизационные формы преподавания и учения. Общая дидактика рассматривает общие закономерности процесса обучения, частная — обучение конкретным дисциплинам с учетом специфики предмета. Термин «дидактика» в научный оборот впервые ввел немецкий педагог В. Ратке (1571 — 1635) в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Это понятие использовал и чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670), опубликовавший свой знаменитый труд «Великая дидактика». Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И. Ф. Герберт (1776 — 1841), И. Г. Песталоцци (1746 — 1827), А. Дистервег (1790 — 1866),К. Д. Ушинский (1824 — 1870), Д. Дьюи (1859 — 1952), Г. Кершенштейнер (1854—1932), В. Лай (1867 — 1926). и др.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — изучает состояние и развитие педагогических идей в их единстве с различными видами учебно-воспитательной практики (от образовательной политики государства до образовательной деятельности семьи, школы и учреждений дополнительного образования) на разных ступенях человеческого общества, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования. Предметом истории педагогики является изучение педагогического прошлого от предметно-практических педагогических действий до реконструкции обобщенных педагогических концепций, программ, методик, тенденций и традиций развития всеобщего историко-педагогического процесса.

МЕТОДИКА — часть педагогики, наука о методах обучения и воспитания, изучающая задачи, содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания в соответствии с задачами образования, возрастными особенностями учащихся, спецификой изучаемого предмета. Находит конкретное воплощение в программах и учебниках, в методах, формах и средствах обучения. В системе педагогических наук выступает как частная дидактика, теория и практика обучения определенному учебному предмету. Различают методики обучения естествознанию, русскому языку, математике, истории, музыке, другим дисциплинам. Наряду с методикой обучения существует методика воспитания, в задачи которой входит формирование нравственного поведения, правил, привычек, организация воспитательной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ— учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах приращения научного знания. Различают общую и нормативную методологию.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА — наука, изучающая общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека, независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций. Включает методологию педагогики, дидактику, теорию воспитания, методику, историю педагогики и школоведение управление образованием).

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — система основных целей, идей, принципов, концепций, раскрывающих закономерности и взаимосвязи процесса воспитания, его содержание, методы и формы в конкретных исторических условиях.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ — междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, основы и методы управления школой и инновационными процессами.

ШКОЛОВЕДЕНИЕ — составная часть педагогики, в которой рассматриваются вопросы теории и практики управления школьным делом.

РЕФОРМИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

АНТИПЕДАГОГИКА — радикальное неогуманистическое направление в педагогике стран Западной Европы и США второй половины ХХ века, выступающее против воспитания как целенаправленного процесса формирования личности, за спонтанное развитие ребенка, свободное проявление детской естественной природы. Сторонники антипедагогики отказываются от ориентации на социальное реформаторство через механизмы социализации в пользу узкого психологизма и акцентирования изначальной природы человека, выступают с позиций защиты непосредственных эмоций и потребностей ребенка, которые следует надежно оградить от требований воспитания:Г. Купфер (ФРГ), М. Клейн (Англия), А. Миллер (Швейцария), Р. Генри (США) и др.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в теории и практике воспитания, в котором рассматривается система методов и приемов воспитания духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения. Основатель вальдорфской педагогики—Рудольф Штайнер (1861 — 1925). Первая школа была открыта в 1919 г. в Штутгарте, Германия. В настоящее время вальдорфские школы и детские сады действуют в шестидесяти странах мира, в том числе и в России.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в теории и практике воспитания, реализующее идеи гуманизма: свободное всестороннее развитие личностью своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация личности); способность личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний, поведения, поступков в разнообразных жизненных ситуациях. Теория и практика воспитания базируются на идеях гуманистической психологии. Направление возникло в США в конце 50-х — начале 60-х гг. ХХ в.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогике, целью которого является поиск путей, способов и средств образования субъекта демократии: свободного, ответственного, критически мыслящего, активного, самостоятельного и открытого к сотрудничеству человека, сочетающего личные интересы с интересами общества и государства, различных социальных групп. Демократическая педагогика провозглашает: открытость образования; максимально возможное использование потенциала социокультурной среды; развитие детей через создание условий для самостоятельного приобретения знаний и способов их добывания и использования; реализует принцип сотрудничества; участие детей, педагогов, родителей, администрации в формировании уклада жизни школы, норм и правил поведения, распорядка и режима. Такая педагогика стремится гармонизировать индивидуально-личностную и общественную направленность образования с учетом уникальности каждого человека, рассматривает ребенка как активного субъекта, способного к самореализации, творчеству и сотрудничеству с другими людьми. Концепция демократической педагогики была заложена в работах Д. Дьюи (1859 — 1952).

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА — метод обучения, направленный на формирование творчески мыслящих людей.

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — основана на метапредметном обучении, формировании у детей культурных техник, способов мышления и деятельности на всех ступенях образования, решении педагогических задач с помощью организационно-деятельностных игр. В настоящее время мыследеятельная педагогика практикуется в ряде школ и детских садов Москвы и других городов (Г. П. Щедровицкий, Ю. В. Громыко).

НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогической теории и практике, целью которого является формирование социально здорового общества, здорового образа жизни, проектирование ноосферного сознания и принципов ноосферного поведения человека в биосфере; обновление содержания, форм и методов образования, замена знаниевой парадигмы парадигмой деятельностной; преодоление квази- и псевдодеятельности, направленной на создание фиктивно демонстративного продукта; реализация педагогических стратегий и технологий, освобождающих человека из оков актуализма, своекорыстия и эгоизма; самореализация школьников в парадигме этернистского мировоззрения, основанного на бескорыстии, подвижничестве, любви и ответственности за свое существование на земле (Лысенко В. С. Ноосферное образование: цели и ценности // Наука — образованию. — 2012. — М 1. — С. 46 — 57].

ОНТОДИДАКТИКА — теория, основанная на биосоциальной сущности человека; формирует содержание и методы обучения на принципах глобального мировоззрения, гуманитаризованного естественнонаучного образования, культуры понимания развития науки и техники; учете действия антропогенных факторов, понимания культуры деятельности, направленной на гуманизацию научно-технического прогресса; построения содержания образования на основе образовательного или воспитательного идеала, отражающего смысловое содержание жизни и образования конкретного народа в конкретную историческую эпоху [Новичков В. Б. Теоретические предпосылки обращенности онтодидактики к категории «образовательный идеал» и к принципу идеалогенности // . Наука — образованию. — 2012. — # 1. — С. 58 — 69.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕТВА — направление в педагогиче:кой теории и практике воспитания, возникшее в середине 80-х гг. ХХ в. в СССР, ориентированное на совместную творческую работу учителя и учащихся и альтернативное направлениям, основанным на авторитарных тенденциях. Среди ее представителей ученые-педагоги и творческие учитепя Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузик,В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Н. Н. Палтышев, С. Л. Соловейчик,В. Ф. Шаталов и др.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

ВИКТИМОЛОГИЯ —  (от лат victime—жертва и греч logos — понятие, учение) — междисциплинарная область педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая различные категории детей и взрослых, являющихся реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни. К ним относятся: дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, дети из неблагополучных семей. Представители этих категорий классифицируются на жертвы правонарушений и жертвы несчастных случаев (травм).

ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — межотраслевая область знаний педагогики и этики, рассматривающая профессиональные правила и нормы поведения педагогов и учителей, проблемы морали и нравственности, связанные с профессиональной деятельностью, ориентирующие педагога в выборе стратегии и тактики поведения с учащимися и их родителями, коллегами.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ — направление в образовании, направленное на изучение существующих информационных технологий с целью подготовки обучающихся к жизни в современном информационном обществе, формирования медиаграмотности, способности и готовности применять новые технические средства в практической деятельности. Использование на уроке элементов медиаобразования создает благоприятные условия для реализации индивидуального и дифференцированного обучения, совершенствования общеучебных умений, средств коммуникации, существенно улучшает наглядность преподавания, стимулирует развитие памяти, мышления, творческих и коммуникативных способностей обучающихся’.

НОРМАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ — область методологии, регламентирующая и рефлексирующая научно-исследовательскую и практическую деятельность; разрабатывающая предписания и нормы, которые необходимо соблюдать при проведении исследований; формулирующая критерии оценки новизны, актуальности, теоретической и практической значимости работ, требования к описанию результатов научно-педагогических исследований, понятийно-терминологическому аппарату исследований, методам ведения научно-исследовательской работы на разных этапах.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ — направление в педагогике, в котором рассматривается учение о ценностях, содержании ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА — теория и практика применения герменевтики к пониманию текстов, зафиксированных в разножанровых текстах в области педагогики и образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ — междисциплинарная область педагогики, конфликтологии и психологии, в которой рассматриваются цели, методы и средства управления, профилактики и осмысления конфликтов, возникающих в процессе педагогической деятельности.

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА— направление в педагогике, в котором рассматриваются пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогических исследованиях, связанное с реализацией телекоммуникационных проектов в рамках программы межшкольных связей по Интернету.

ЭДУКОЛОГИЯ — междисциплинарная область, изучающая общие закономерности, функционирование, развитие и организацию сферы образования.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

АНТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА — педагогические взгляды и воспитание в Древней Греции и Древнем Риме, которые сложились (VII в. до н.э. — V в. н.э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.

КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ— направление в педагогической системе М. Монтессори (1870 — 1952), главная цель которого — самопостроение личности ребенка в специально подготовленной среде, формирование у детей разных возрастных групп (с 3 до 12 лет) на базе целостной картины мира способности к самораскрытию, самосовершенствованию и самореализации, ответственности за пути, цели и последствия производимых на Земле и в Космосе преобразований.

ПЕДАГОГИКА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА — представление об обучении и воспитании, которое сложилось на территории Китая во второй половине I тыс. до н. э., идеологическим выражением которого были возникшие в середине 1 тыс. до н. э. даосизм и особенно конфуцианство, а с середины века — буддизм.

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ — течение в реформистской педагогике конца XIX — начала ХХ в., в основу воспитания и обучения положившее принцип действия, требование к учителю развивать все формы активной деятельности учащихся, внешнее выражение которой может принимать различные формы: сочинение, лепка, изготовление и моделирование различных предметов, проведение физических и химических опытов, работа на пришкольном участке и т. д.

 ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — представление об обучении и воспитании с 1 тыс. до н.э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и идей рационализма, способствовавших развитию философии и науки.

ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ — система принципов и методов воспитания детей дошкольного возраста, направленная на стимулирование саморазвития детей с помощью специально сконструированной среды. Монтессори-среда включает множество предметов,с которыми дети могут заниматься по своему выбору и без помощи взрослых. Это стимулирует развитие детей и их самостоятельность. Система Монтессори широко известна в мире. В 2011 г. в Чикаго прошла ежегодная конференция Американского Монтессори-общества, в которой приняли участие около 3000 педагогов, менеджеров, управленцев из разных стран, в том числе представители из России. В настоящее время только в Москве и Московской области эта система применяется в более 50 детских садов.

ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ — направление в педагогике, изучающее и объясняющее процессы обучения и воспитания человека с помощью рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему. Рефлексологическая теория возникла в психологии и распространилась на педагогику, психиатрию, социологию и другие науки в связи с работами В. М. Бехтерева и И. М. Сеченова. На основе теории было разработано большое число экспериментальных методик и требований к ним, которые использовались для анализа поведения детей и взрослых.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. paides — дети, logos — наука) — направление в педагогике и психологии, возникшее на рубеже XIX — ХХ вв., в основе которого лежит комплексный подход к изучению ребенка с привлечением данных естественных и общественных наук. В России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев, А. Р. Лурия, В. Шмит, Э. Адлер, а также П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др. Деятельность педологических лабораторий, сортировавших учащихся на основе их интеллектуальных качеств, реализация «психоаналитического» подхода в воспитании детей не согласовывалась с идеями всеобщего равенства. После постановления ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) последовал разгром педологии и прекращение всех работ в этом направлении.

ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА (лат. pragmatismus — дело, действие) — направление в педагогике, главная цель которого — воспитание личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства, приобретения знаний на основе практической самодеятельности и личного опыта; приобретение учащимися знаний, необходимых для жизненного опыта. Родоначальником прагматического воспитания является американский философ и педагог Д. Дьюи.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — направление, основанное на бихевиористической концепции социальной инженерии, основанной на целом ряде принципов. Это технократическая рациональность, функционирование школы по аналогии с индустриальной структурой; преобладание поведенческой технологии обучения над неформальными способами организации учебного материала; разработка эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний; адаптация молодежи к существующим общественным условиям через определенные образовательные механизмы; формирование типа поведения человека, которое обеспечивает ему преимущества в дальнейшей жизни.

РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА (НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ) — направление в Европе и США последней четверти XIX в., основанное на новых подходах к личности ребенка, критическом отношении к традиционной теории и практике воспитания. В русле этого направления были разработаны новые концепции свободного воспитания, школа творчества, педагогика действия, ряд новых методов обучения, сформированы новые направления психолого-педагогических наук: философия и социология образования, возрастная и педагогическая психология, экспериментальная педагогика и педология. Наиболее известные представителями реформаторского движения в Германии были Ф. Гансберг (1871 — 1950), Г. Гаудинг (1860— 1923), Л. Гурлит (1855 — 1931), О. Вильман (1839 — 1920), Г. Виникен (1875—1964), В. Вунд (1832 —1920), Г. М. Кершенштайнер (1854 — 1932), В. А. Лай (1867 — 1926), В. Дильтей (1833 — 1911),.Э. Мейман (1862 — 1915), П. Наторп (1854 — 1924), П. Фридрих (1846 — 1908), Г. Шаррельман (1871 — 1940), Э. Шпрангер (1882 — 1963). Во Франции представителями этого направления были А. Бине (1857 — 1911), Э. Демолен (1852 — 1907), Э. Дюркгейм (1858 — 1917), Т. А. Рибо (1839 — 1916). Ведущую роль в развитии этого направления в США сыграли У. Джеймс (1842 — 1910), Д. Дьюи (1859 — 1952), У. К. Килпатрик (1871 — 1965), Э. Торндайк (1874 — 1949), Д. Б. Уотсон (1878 — 1958) и др.

СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в теории и практике педагогики (1917 — 1991 гг.), определявшее закономерности воспитания и образования в тесной связи с политикой, разрабатывавшее теорию коммунистического воспитания нового человека, строителя коммунистического общества и методы управления этим процессом; изучало содержание и методы умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, политехнического и профессионального образования, исходя из целей коммунистического воспитания; формировало основы диалектико-материалистического мировоззрения, коммунистические взгляды и убеждения, а также основы воспитания нравственных качеств и характера строителя социалистического общества. Исторически связана с определенным периодом времени. В теоретическом и практическом плане сохраняет свое доминирующее главенствующее положение (без идеологии) и в настоящее время. В развитии советской педагогики можно выделить ряд периодов. В 1920—1930 гг. выдвижение новых теорий, концепций, поиск нового содержания, форм и методов воспитания и образования (А. В. Луначарский (1875 — 1933), Н. К. Крупская (1869 — 1939), П. П. Блонский (1844 — 1941), С. Т. Шацкий (1878—1934), А. С. Макаренко (1888 — 1939),Л, С. Выготский (1896 — 1934), Е. Аркин (1873 — 1948), М. Я. Басов (1892 — 1931), В. М. Бехтерев (1857 — 1927), А. П.Болтунов (1883 — 1942), А. Б. Залкинд (1888 — 1936), Н. Н. Иорданский (1863—1941), А. Г. Калашников (1893 — 1962),К. Н. Корнилов (1879 — 1957), М. В. Крупенина (1892 — 1950), С. С. Моложавый (1879 — 1936), А. П. Пинкевич (1884—1939), М. М. Пистрак (1888 — 1937), С. Риверс (1992 — 1953), М. М. Рубинштейн (1978 — 1953), Н. В. Шульгин (1894 — 1965) и др.).

В послевоенные и последующие годы существенный вклад в разработку теории и практики педагогики внесли известные ученые: А. М. Арсеньев (1906 — 1988), П. Р. Атутов (1921 — 2001), Ю. К. Бабанский (1927 —1987), Л. Я. Гальперин, В. Е. Гмурман (1906 — 1987), П. Н. Груздев (1889—1953), Б. С. Гершунский (1935 — 2004),Н. К. Гончаров (1902 — 1978), Б. В. Всесвятский (1887 — 1987), М. А. Данилов (1899 — 1973), В. П. Есипов (1894 — 1967), В. И. Журавлев (1923 — 1996), Г. Е. Жураковский (1894 — 1965), Л. В. Занков (1901 — 1977), В. П. Зинченко (1931 — 2014).Э. В. Ильенков (1924 — 1979), Ф. Ф. Королев (1898 — 1971), В. В. Краевский В. В. Сухомлинский (1918 — 1970),М. Н. Скаткин (1900 — 1991), В. А. Сластенин (1930 — 2010), М. Ф. Шабаева (1905 — 1983), Т. И. Шамова (1924 — 2010),Н. М. Шахмаев (1919 — 1991), В. С. Шубинский (1937 — 1991), Г. И. Щукина (1908 — 1994), Д. А. Эпштейн (1898 — 1985) и др.

СОЦИАЛ-РЕКОНСТРУКТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — направление в дидактике, основанное на осознании и понимании глобальных перспектив человечества, необходимости реформирования образовательной системы таким образом, чтобы в центре программ обучения оказались вопросы «выживания», совершенствования человеческой цивилизации, подготовки необходимых социальных реформ, участия школы в социальной реконструкции общества.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — экзистенциалистское и гуманистическое направление в психологии, а также интеракционизме, основанное на феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля. Сторонники этого направления выступают с позиции первичности личности по отношению к обществу, ценности персонально значимого учения, наполненного глубоким личностным смыслом для каждого индивида. Внимание акцентируется на субъективном внутреннем мире личности, процессах ее становления и самопознания, актуализации человеческой природы, реализации потенциальных возможностей человека за счет внутренних резервов, на поддержке уникального развития каждого индивида, его права на автономию в выборе путей социализации. Сущность и направленность обучения рассматривается как необходимое условие для личностного самовыражения.

ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ — педагогическая система, основанная на религиозных и патриархальных традициях русской семьи, на слове Божием из боговдохновенных книг. Педагогический идеал системы, по мнению известного русского педагога П. Ф. Каптерева, был заимствован главным образом из двух книг Ветхого Завета: Притчей Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление зарубежной педагогики, выводившее свои положения на основании данных эмпирических наблюдений и педагогическогo эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX — начале ХХ в. в Германии (В. Лай, Э. Мейман и др.) и в США (С. Холл, Э. Торндайк и др.). В России первая лаборатория по изучению ребенка была основана А. П. Нечаевым в С.-Петербурге (1901). По его инициативе было создано Общество экспериментальной педагогики, целью которого ставилось изучение психофизиологической природы ребенка, закономерностей его развития, психологических основ обучения и воспитания при помощи естественнонаучных методов (1910). ЭССЕНЦИАЛИЗМ (от лат. essentialis — сущностный, необходимый) — направление в педагогической теории США, выступающее за структурное построение школьного содержания образования на основе интеллектуально насыщенных фундаментальных дисциплин, отражающих наиболее важные достижения науки и культуры, нравственные и гражданские ценности в противовес узкопрофильной предпрофессиональной подготовке учащихся и расширению массового школьного образования за счет снижения качества стандартов обучения. К известным представителям экзистенциалистской педагогики относятся Ф. Бэббит, Т. Бриггс, Г. Моррисон, И. Кэндел и др.