Памятка по образовательным программам

подготовила зав.методическим кабинетом Лапенко Е.В.

Направленность программы (согласно ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») занятия могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности:

— технической;

— физкультурно-спортивной;

— художественной;

— туристско-краеведческой;

— социально-педагогической;

— естественнонаучной.

По функциональному предназначению:

— досуговой;

— учебно-познавательной;

— предпрофессиональной;

— специальной;

— общекультурной;

— прикладной.

По форме организации:

— индивидуально ориентированной;

— групповой;

— клубной;

— студийной;

— массовой.

По времени реализации:

— краткосрочной;

— годичной;

-двух-, трёхгодичной;

— длительной подготовки.

 

Структура образовательной программы

Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • информационная карта;
  • пояснительная записка;
  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • содержание изучаемого курса;
  • методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
  • список литературы;
  • приложения.
  1. Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество»);

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).

  1. Информационная карта (пример)
  2. Учреждение
  3. Полное название программы
  4. Ф.И.О., должность автора
  5. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об учреждениях дополнительного образования

Устав (название учреждения)

4.2. Область применения: дополнительное образование детей

4.3. Направленность

4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.

4.5. Вид программы: образовательная

4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет

4.7. Продолжительность обучения: 2 года

  1. Рецензенты и авторы отзывов:
  2. Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.

 

Пояснительная записка раскрывает:

  • направленность ДОП;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цели и задачи образовательной программы;
  • отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области;
  • возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы;
  • сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режимы занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы проведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).

Учебный план

  • последовательность тем программы, количество часов на каждую из них;
  • соотношение времени теоретических и практических занятий;
  • оформление в виде таблицы;

Календарный учебный график

  • темы программы, расписанные по занятиям;
  • форма занятия;
  • место проведения;
  • форма контроля.

Содержание программы

  • краткое описание разделов и тем, соответствующее тематическому плану;
  • указание, в каких формах организуется образовательный процесс (теория, практика).

 Предполагаемые результаты реализации программы

Описываются планируемые результаты и система их оценивания.

Методическое обеспечение программы

В этом разделе описываются формы,  методы и технологии преподавания, краткая характеристика условий реализации программы (кадровые, материально-технические).

Список литературы

Литература, используемая педагогом при разработке программы и список литературы для детей.

 

Этапы педагогического контроля.

__год обучения (дети__ лет).

 п.п. Тема занятия(раздела) Контролируемые  знания, умения и навыки Форма контроля Сроки
1.
2.  
3.
4.  

 

Педагогический контроль может проводиться в следующих формах:

  1. собеседование;
  2. зачет; зачетный лист;
  3. вопросник по программе;
  4. реферат; защита работы;
  5. выполнение нормативов;
  6. контрольное упражнение;
  7. участие в конкурсах, выставках;
  8. выступление на концертах, соревнованиях;
  9. КВН, викторина, открытое занятие и др.
  10. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

  1. формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); конспекты тематических и др.занятий ;
  2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  3. формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

 

На какие принципы опирается программа?

Дополнительная образовательная программа опирается на определенные научные принципы. Вот наиболее значимые из них:

Принцип гуманизации предполагает, что главной целью деятельности творческого объединения является развитие обучающегося. Мера этого развития — это мера качества труда педагога.

Принцип демократизации создает предпосылки для развития активности и инициативы детей и взрослых; участие обучающихся в решении всех вопросов жизнедеятельности творческого объединения.

Принцип дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие каждого обучающегося творческого объединения в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Принцип развития реализуется через развитие каждого обучающегося — участника творческого объединения в зоне его ближайшего развития. (Под зоной ближайшего развития понимается расхождение между реальным уровнем развития ребёнка и его уровнем потенциального развития, которого ребёнок может реально достичь под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Принципы непрерывности и комплексности предполагают взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания обучающихся (семьи, школы, творческого объединения и т. д.).

Тематический принцип – принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также учитывает возрастные особенности  детей.

Принцип единства воспитания и образования, обучения и творческой деятельности.

Принцип творческого развития – программа предполагает поддержание интереса к творчеству, ведь творчество – не столько результат, сколько процесс.

Принцип сотворчества – программа предполагает сотворчество детей, педагога, родителей.

Принцип доступности, наглядности и посильности — тщательный отбор и систематизация дидактического материала, соответствующего возрастным особенностям.

Принцип взаимосвязи всех видов деятельности — рисования и лепки, что дает возможность ребенку понять общее  для всех видов и специфику каждого вида изобразительной деятельности.

Принцип концентричности  (повторяемость разделов программы во всех возрастных группах) и адаптивности (гибкое применение содержания и методов в зависимости от индивидуальных и творческих способностей), что позволяет включать в образовательный процесс детей, с соответствующим уровнем развития не только с первого года, но и со второго и третьего года обучения, что, в последствии не отразится на результатах образовательного процесса и психофизическом состоянии ребенка.

Принципы  здоровьесберегающей  педагогики

Общеметодические  принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целью здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.
  • Принцип активности предполагает у обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении обеспечивает принцип систематичности.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма обучающихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
  • Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
  • Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах, заданиях.
  • Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся — формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом функциональных возможностей организма.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических потребностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
  • Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
  • Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать обучающихся, применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.