подготовила зав.методическим кабинетом Лапенко Е.В.
Направленность программы (согласно ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») занятия могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности:
— технической;
— физкультурно-спортивной;
— художественной;
— туристско-краеведческой;
— социально-педагогической;
— естественнонаучной.
По функциональному предназначению:
— досуговой;
— учебно-познавательной;
— предпрофессиональной;
— специальной;
— общекультурной;
— прикладной.
По форме организации:
— индивидуально ориентированной;
— групповой;
— клубной;
— студийной;
— массовой.
По времени реализации:
— краткосрочной;
— годичной;
-двух-, трёхгодичной;
— длительной подготовки.
Структура образовательной программы
Программа дополнительного образования должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- информационная карта;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- содержание изучаемого курса;
- методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
- список литературы;
- приложения.
- Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы (Рабочая программа дополнительного образования детей «Техническое творчество»);
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы (внесены изменения в 2013 г.).
- Информационная карта (пример)
- Учреждение
- Полное название программы
- Ф.И.О., должность автора
- Сведения о программе:
4.1. Нормативная база:
Закон РФ «Об образовании»
Положение об учреждениях дополнительного образования
Устав (название учреждения)
4.2. Область применения: дополнительное образование детей
4.3. Направленность
4.4. Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.
4.5. Вид программы: образовательная
4.6. Возраст обучающихся: 7-10 лет
4.7. Продолжительность обучения: 2 года
- Рецензенты и авторы отзывов:
- Заключение методического совета: Протокол заседания № 7 от 04.09.2007 г.
Пояснительная записка раскрывает:
- направленность ДОП;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цели и задачи образовательной программы;
- отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области;
- возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы;
- сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режимы занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы проведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).
Учебный план
- последовательность тем программы, количество часов на каждую из них;
- соотношение времени теоретических и практических занятий;
- оформление в виде таблицы;
Календарный учебный график
- темы программы, расписанные по занятиям;
- форма занятия;
- место проведения;
- форма контроля.
Содержание программы
- краткое описание разделов и тем, соответствующее тематическому плану;
- указание, в каких формах организуется образовательный процесс (теория, практика).
Предполагаемые результаты реализации программы
Описываются планируемые результаты и система их оценивания.
Методическое обеспечение программы
В этом разделе описываются формы, методы и технологии преподавания, краткая характеристика условий реализации программы (кадровые, материально-технические).
Список литературы
Литература, используемая педагогом при разработке программы и список литературы для детей.
Этапы педагогического контроля.
__год обучения (дети__ лет).
№ п.п. | Тема занятия(раздела) | Контролируемые знания, умения и навыки | Форма контроля | Сроки |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Педагогический контроль может проводиться в следующих формах:
- собеседование;
- зачет; зачетный лист;
- вопросник по программе;
- реферат; защита работы;
- выполнение нормативов;
- контрольное упражнение;
- участие в конкурсах, выставках;
- выступление на концертах, соревнованиях;
- КВН, викторина, открытое занятие и др.
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); конспекты тематических и др.занятий ;
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
На какие принципы опирается программа?
Дополнительная образовательная программа опирается на определенные научные принципы. Вот наиболее значимые из них:
Принцип гуманизации предполагает, что главной целью деятельности творческого объединения является развитие обучающегося. Мера этого развития — это мера качества труда педагога.
Принцип демократизации создает предпосылки для развития активности и инициативы детей и взрослых; участие обучающихся в решении всех вопросов жизнедеятельности творческого объединения.
Принцип дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие каждого обучающегося творческого объединения в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Принцип развития реализуется через развитие каждого обучающегося — участника творческого объединения в зоне его ближайшего развития. (Под зоной ближайшего развития понимается расхождение между реальным уровнем развития ребёнка и его уровнем потенциального развития, которого ребёнок может реально достичь под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Принципы непрерывности и комплексности предполагают взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания обучающихся (семьи, школы, творческого объединения и т. д.).
Тематический принцип – принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также учитывает возрастные особенности детей.
Принцип единства воспитания и образования, обучения и творческой деятельности.
Принцип творческого развития – программа предполагает поддержание интереса к творчеству, ведь творчество – не столько результат, сколько процесс.
Принцип сотворчества – программа предполагает сотворчество детей, педагога, родителей.
Принцип доступности, наглядности и посильности — тщательный отбор и систематизация дидактического материала, соответствующего возрастным особенностям.
Принцип взаимосвязи всех видов деятельности — рисования и лепки, что дает возможность ребенку понять общее для всех видов и специфику каждого вида изобразительной деятельности.
Принцип концентричности (повторяемость разделов программы во всех возрастных группах) и адаптивности (гибкое применение содержания и методов в зависимости от индивидуальных и творческих способностей), что позволяет включать в образовательный процесс детей, с соответствующим уровнем развития не только с первого года, но и со второго и третьего года обучения, что, в последствии не отразится на результатах образовательного процесса и психофизическом состоянии ребенка.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целью здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.
- Принцип активности предполагает у обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении обеспечивает принцип систематичности.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
- Принцип непрерывности выражает закономерности педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
- Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма обучающихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
- Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах, заданиях.
- Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся — формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом функциональных возможностей организма.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических потребностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
- Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
- Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать обучающихся, применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.