Рекомендации педагогам по созданию условий для развития творческой активности детей

Болдырева Е.В. «Рекомендации педагогам по созданию условий для развития творческой активности детей»

   «Если влечение к творчеству

не получает реального выхода,

возникает тяготение к разрушению»

Э.Фромм

         В современное время возрастающий поток информации требует от выпускника школы не только обладать знаниями, умениями и компетенциями, но и способностями быстро менять их, ориентироваться в информационном потоке, делать сознательный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения, проявлять гибкость и креативность в решении жизненных задач, то есть быть творческой личностью. В национальной образовательной программе «Наша новая школа» говорится: «У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу». Таким образом, сегодня развитие творческой активности детей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования,

           Творческим потенциалом обладает каждый ребенок, но способность к его развитию и реализации зависит от того, как воспитывающий взрослый реагирует на проявление спонтанной активности ребенка. Согласно концепции Э.Фромма «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, то возникает тяготение к разрушению», поэтому необходимо создавать благоприятные условия для развития творческой активности детей. Развитие и поддержка творческой активности ребенка как одного из факторов одаренности должна осуществляться как родителями, так и педагогами. Наиболее эффективной сферой творческого развития детей являются учреждения дополнительного образования, главные приоритеты отражаются в принципах:

  • Свобода выбораБезымянный3
  • Развитие индивидуальности
  • Раскрытие личных интересов и склонностей
  • Построение пространства саморазвития
  • Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка
  • Развитие собственной творческой практики

                Рекомендации для стимуляции творческой активности детей

  • Создание благоприятных условий для творчества:

-обеспечение доброжелательной благоприятной атмосферы;

-обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития  его любознательности.

-поощрение высказывания оригинальных идей;

-использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

-обеспечение возможностей для упражнения и практики;

-предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

-планомерное  обогащение жизненного опыта детей;

-совместные (обучающие) игры с детьми, направленные на передачу им игрового опыта;

-активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

  • По данным современных немецких исследователей наиболее эффективными являются те педагогические программы, в которых 50-60% действий ребенка осуществляется по его инициативе. Поэтому ключевыми моментами нашей работы является наблюдение за спонтанной активностью детей, отслеживание их индивидуальных проявлений и их фиксация. Модификация упражнений таким образом, чтобы они содержали возможности порождения собственной активности, выбора наряду с выполнением заданий педагога.

Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, непохожести на других, помогите ему осознать свою индивидуальность

и научите ценить себя как творческую личность.

         В каждое упражнение на занятиях можно внести творческий элемент, предложив ребенку ответить на следующие вопросы:

1. Постановка перед ребенком проблемы, которая имеет множество правильных решений (например, чем можно рисовать?)

2. Можно ли данный предмет использовать по-другому?

3. Как можно использовать объект, если его изменить?

4. На что похоже это (пятно, рисунок, предмет, цифра и т.д.)

5. Как можно изменить это объект?

6. Что можно использовать вместо?

7. Можно ли изменить роли и сделать их противоположными (добрая или злая Баба Яга, Злая Красная шапочка и т.д.)

8. Игры с цветом, с формой, с объемными объектами, связанные с нестандартным применением.

  • Занятия строятся так, чтобы у детей была возможность осмыслить, прочувствовать предлагаемый материал, сформировать и выразить свое отношение, поделиться впечатлениями, внести свои предложения.
  • Важно, чтобы сам педагог горел интересом к происходящему, мог быстро перестроить намеченную программу в зависимости от настроения, интересов, индивидуальных проявлений детей, то есть творчески относился к работе, создать ситуацию сотворчества взрослого и ребенка.

Конечно педагог всегда готовится к уроку или индивидуальному занятию и у него есть план работы. Но если он нацелен на развитие творческой активности ребенка, а не только усвоение готовых знаний, то он должен быть готов к тому, чтобы изменить свой план в зависимости от состояния, настроения, познавательных интересов ребенка и реагировать на спонтанную активность ребенка, а не игнорировать ее мешающую плану. Это не значит, что нужно идти на поводу у ребенка и делать только то, что он хочет. Но важно показать ребенку, что его инициативы и выдумки ценны, хорошо, если педагог умеет использовать их для достижения своих педагогических целей, но если они вступают в противоречие с программой, нужно объяснить, что есть время и место, где фантазии и инициативы уместны, а есть виды деятельности, в которых надо научиться четко выполнять инструкцию. Соотношение этих двух видов деятельности может быть различно. Первый вид деятельности – по желанию, по интересам, спонтанный должен преобладать у дошкольников, на первых занятиях с ребенком для установления контакта, адаптации, при вхождении ребенка в новый вид деятельности, в новый коллектив, при сниженной учебной мотивации, если у ребенка существуют какие-либо проблемы. (привести пример)

  • Преобладают вопросы открытого типа, подразумевающие различные варианты ответов. При этом важно обращать внимание на особенности индивидуальности каждого ребенка, помогая ему осознать уникальность собственного мира.
  • В процессе занятия какое-то время обязательно отводится спонтанной игре как необходимому условию для развития способности к постановке собственных целей, порождению идей, когда педагог как бы уходит на второй план. Одной из важных форм образовательный деятельности являются праздники, в которой происходит презентация того, чему дети научились. Важным условием здесь является создание атмосферы радости, сопричастности, тайны, чтобы дети ждали их, готовились, предвкушали. Важно также, чтобы впечатления от праздника были осмыслены детьми, поэтому после праздника дети делятся впечатлениями, рассматривают фотографии, видео, а педагог дает обратную связь каждому ребенку: для каждого нужно найти такие слова, которые позволят осознать свою непохожесть на других, динамику развития (раньше не получалось, а теперь получается).
  • Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями.

Методами и техниками для порождения творческой активности детей могут являться также мозговой штурм, брэйнрайтинг (вариация мозгового штурма), техника «Поймай мяч», «Мечта», латеральное мышление, ТРИЗ: теория решения изобретательных задач, техника «Посмотрите с другой стороны», творческая стратегия Диснея и др.

Проблемное обучение, метод проектов, обучение по индивидуальным маршрутам, эвристическая беседа, поисково-исследовательская деятельность и др.

Основным условием развития творческого потенциала ребенка является поддерживающая реакция педагога на спонтанные высказывания и действия ребенка, направление их в русло продуктивной деятельности. Поэтому во взаимодействии с детьми педагог использует такие приемы:

активное слушание  (парафраз) повторение за ребенком его слов также способствует его развитию. В исследованиях психологов была выявлена эффективность этого приема для установления эмоционального контакта, взаимопонимания, личностного роста.

Особая важность использования парафраза в работе с детьми с нарушениями, когда дети имеют логопедические дефекты или говорят тихо, нечетко, проглатывая концы фраз. Четкое повторение педагогом слов ребенка способствует формированию правильной речи и позитивной самооценки. Один из вариантов – повтор в виде пропевания фразы. При плохом понимании инструкции к заданию можно тоже использовать пропевание.

— обращение по имени, иногда в игровом контексте по имени отчеству, «теперь Ваше слово, молодой человек» поднимает самооценку ребенка, формирует серьезное отношение к учебной деятельности, способствует установлению контакта педагога с ребенком.

— позитивную обратную связь,

Позитивных оценок должно быть как минимум в два раза больше негативных, а в некоторых случаях нужно вообще избегать негативных оценок (когда еще не установилось доверие ребенка к педагогу, в случае сильной реакции на негативные оценки). Негативная информация тоже важна в процессе обучения (отрицательный результат есть тоже результат). Но он должна высказываться конструктивно. Например: «у тебя получилась некрасивая буква, попробуй по-другому держать ручку». Важно, чтобы у ребенка не сложилось ощущения, что это навсегда, а что есть возможность это изменить. Нужно показать ребенку динамику его изменений. Причем она не обязательно должна быть всегда позитивная, ведь есть взлеты и падения и это нормально: «ты сегодня хуже (лучше) работаешь, чем обычно». Важно при этом направить внимание ребенка на анализ своей деятельности: «Как ты думаешь, почему не получилось?».

Для детей, у которых негативная или неадекватная самооценка (3% (81) обучающихся с низким уровнем самооценки), необходимо позитивное отношение педагога,  общая поддержка: «Молодец! Получилось», так и дифференцированная оценка: «сегодня ты быстрее справился с этим заданием», важно выразить личное отношение: «Мне, знаешь, что сегодня понравилось?», «Мне очень нравится, как ты улыбаешься».

— комментирование действий ребенка. Также для развития рефлексии полезно комментировать, что сейчас делает ребенок: «ты так решил сделать», «я заметила, что сначала, ты хотел положить кубик так, а потом нашел верное решение».

—  предоставление выбора, который способствует повышению его активности, мотивации, делает его субъектом учебного процесса. Можно предложить ребенку выбрать, например, материал того или иного цвета, задания, которые он будет выполнять, сложность заданий и т.л. Например, «про что ты хочешь придумать предложение?» «Я хочу про грибок!».

— использование «Я-высказываний»,

Бывает, что педагог испытывает негативные чувства в своей работе – раздражение, гнев, обиду и т.д., ведь педагог  такой же человек как и все. Очень важно осознавать эти чувства, поскольку если они просто зажимаются, то ребенок это чувствует и соответственно реагирует, эти чувства могут оказывать негативное влияние на процесс взаимодействия. Важно выражать эти чувства не в форме ты-высказывания: «Ты меня огорчаешь…», а в форме «Я-высказвывания: «Я сегодня недовольна результатами», «мне сегодня не понравилось то-то».

— смена ролей – общение на уровне «Взрослый-Взрослый», «Ребенок-Ребенок», «Родитель-Ребенок» (ребенок в роли лидера),

В теории транзактного анализа выделяются следующие стили общения – Контролирующий Родитель, Опекающий Родитель, Взрослый (партнер) и Ребенок. Самое лучшее, когда педагог может исполнять и менять эти роли во взаимодействии с детьми. В роли контролирующего родителя педагог дает задания, направляет, оценивает. При этом он общается с ребенком сверху вниз, говорит с четкой «педагогической» интонацией. Это важно в процессе обучения, но от такой интонации и позиции дети быстро устают и перестают ее воспринимать, а могут и начать сопротивляться, бунтовать. Поэтому долго находиться в такой позиции не стоит. Позиция Опекающего Родителя с интонацией заботливой мамочки важна особенно для легко ранимых детей, нуждающихся в постоянной поддержке. Однако перебарщивать с такой позицией тоже не стоит, так как может развиваться «выученная беспомощность». Для развития личности и познавательной активности ребенка очень важна позиция партнерского общения с ребенком, на уровне Взрослый-Взрослый, на равных, как с коллегой. Интонация при этом бывает ровной, спокойной, деловой. Педагог предлагает ребенку выбор. Если ребенок дал неправильный ответ, то педагог не просто исправляет ребенка, а предоставляет ребенку самому понять, почему неправильно. Например, ребенок написал «сомолет». Педагог: «Как узнать «а» или «о»?». Такой позиции также способствует, когда педагог не дает категоричных суждений, а высказывает свое мнение «Мне кажется, что это так или «Я думаю так. А ты как думаешь?». При таком стиле общения развивается способность к выбору, ответственность, осознанность, саморегуляция.

— предоставление самостоятельности;

 -юмор. Очень важен в работе с детьми юмор. Он не только способствует установлению контакта, созданию доброжелательной обстановки, снятию эмоционального напряжения, но и повышает мотивацию, интерес, отношение к педагогу, развивает творческое мышление, снимает психологические и познавательные барьеры, стереотипы, страх ошибки. Если вы спросите у детей, какие педагоги им нравятся и почему, многие скажут «веселые, потому что она все время шутит». Не надо бояться иногда выглядеть смешным, посмеяться над собой.

-игровые приемы

-смена деятельности и пространства,

При работе с проблемными детьми педагог должен учитывать такие трудности как низкая работоспособность, повышенная возбудимость или наоборот, пассивность апатия, депрессивные состояния, смена настроения, невнимательность, соматические нарушения и т.д. Поэтому важно менять виды деятельности, позы расположение в пространстве, делать перерывы, разминки, дозировать нагрузку. Не менее важно научить ребенка самого отслеживать и регулировать свое состояние. с этой целью педагог задает вопросы и дает обратную связь: «Ты сегодня грустный? Ты зеваешь», «Ты не устала? можешь продолжать работать или сделаем перерыв?», «У тебя болит голова?». Если ребенок зевает или его взгляд блуждает, то можно попросить его «посмотри на меня» — при этом собирается внимание и устанавливает контакт, можно предложить потереть ушки, ладони, умыть лицо (с водой или без), потянуться. Можно синхронно с ребенком подышать – если надо успокоиться, то с длинным выдохом, а если, наоборот, собрать силы, с шумным выдохом (достаточно три раза).

Положение в пространстве. Общение с ребенком через стол создает определенный барьер. В некоторых случаях это хорошо, если ребенок испытывает страхи, на первых контактах, в начале занятия, в определенных упражнениях. Но лучше, если педагог сидит рядом с ребенком или через угол стола. Хорошо, когда позиции меняются, то ребенок сидит, то стоит, подходит к доске, на полу. Хорошую динамику процессу придает и перемещение педагога – он может быть то выше ребенка, то «на равных», то ниже.

— обмен личной информацией.

Часто дети пытаются рассказать педагогу о чем-то личном. Это говорит о его доверии. Поэтому важно бережно обращаться с этой информацией. Бывает, что эти высказывания происходят «не вовремя», например, в процессе выполнения упражнений. Например, «а я умею на роликах кататься», «А у меня папа скамейку покрасил в оранжевый цвет». Иногда педагог игнорирует эту информацию или пресекает: «Не отвлекайся». Но важно, чтобы педагог заметил это не отметая как нечто неважное. Возможно, ребенок устал и хочет сделать паузу. Если это сильно мешает, можно сказать: «очень интересно, обязательно расскажешь мне после упражнения». Еще лучше, если вы используете эту информацию. Для установления контакта важно также делиться и своим личным опытом.

— Не менее важно, чтобы педагог на какое-то время сам мог стать ребенком – поиграть, пошутить. Например, если вдруг заговорить шепотом, это создаст атмосферу таинственности. Позиция Ребенка способствует повышению мотивации, интереса, творчества. Например, педагог может сказать «А можно я решу эту задачке. Мне тоже очень хочется». Можно также на какое-то время поменяться с ребенком ролями – дать ребенку роль Взрослого, а самому побыть Ребенком, например, попросить ребенка диктовать, а педагог будет записывать или попросить проконтролировать выполнение задания педагогом, следить за временем и т.д. В этом случае у ребенка повышается ответственность, самоконтроль, качества лидера.

— важным аспектом личности ребенка является самоотношение, самооценка. Формируется она главным образом из отношения взрослых. Важно также в процессе занятий давать ребенку обратную связь о том, какова индивидуальность ребенка, особенности его личности. Это важнейшее условие развития его личности. Например, «Я заметила, что ты всегда роботов выбираешь, тебе нравятся роботы?», «Ты любишь рассуждать, как взрослый», «как хорошо у тебя одежда подобрана».

-в процессе занятия важно развивать рефлексию ребенка, чтобы сделать процесс обучения более осознанным и управляемым самим ребенком. Важно в начале занятия озвучивать цель или что будем сегодня делать, в конце подвести итог – что мы сегодня делали, что понравилось, что было сложно, что получилось, обратить внимание на позитивные изменения: «У тебя стало получаться» и др.  (35% (875) обучающихся с высоким уровнем самооценки)

Одним из основных механизмов развития является о-со-знание (совместное знание) себя в качестве субъекта творчества. Мы исходим из того, что каждый ребенок обладает творческим потенциалом, каждый пытается по-своему изучить этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает новые слова, воображает новые миры и т.д.

Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские) и виды деятельности.

Если же взрослый обратит внимание на то, что произошло – произошел акт творчества, «открытие» — это что-то очень важное и ценное в нашей жизни и автор этого творения – (Имя ребенка), то тем самым взрослый поможет ребенку осознать себя в качестве творца, субъекта творчества и это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы, возможности в различных сферах жизни – будет положена основа формированию главного качества творческой личности – творческая устремленность.

Одним из инструментов такого о-со-знания является портфолио – копилка достижений.

Особенно важно развитие творческой активности у детей с особенностями в развитии. Им бывает трудно понимать инструкцию, долго удерживать внимание, целенаправленно заниматься определенным видом деятельности, существуют трудности в общении, самопредъявлении и т.д. Поэтому для них необходимо создавать особые условия для повышения мотивации, личной заинтересованности, атмосферу игры и сотрудничества. На этом основаны эффекты арт-терапии, используемой, при лечении психических расстройств и отклонений в личностном развитии.

Предполагается, что развитие творческой активности детей с особенностями развития будет способствовать их успешному обучению и коррекции психолого-педагогических проблем, а также успешной социальной адаптации, развитию навыков общения, конструктивного взаимодействия и самореализации.

             Развивать творчество ребенка способен только педагог, сам не чуждый творчеству. Поэтому необходимо самому самосовершенствоваться, творить, развивать креативность и быть тому примером.

Воображение и творческий потенциал – великие дары, которым мы можем доверять и которые можем использовать с большой пользой и огромным наслаждением. И эти дары мы должны открыть для себя вновь, вновь осознать их силу и использовать их эффективно.

Существуют некоторые способы для нахождения стимула для воображения и творческого потенциала:

1. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день». Вы возращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки – в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков: например возвращайтесь домой по другой дороге, скажите водителю вместо «Остановите, пожалуйста на остановке» — «Будьте добры, остановите на остановке» и др. Подобные изменения позволят вам развивать в себе творческое мышление, разнообразить свою жизнь и сделать ее интересней.

2. Практикуйте навыки наблюдения, которые питают ваше воображение.

Уделяя внимание деталям, вы учитесь замечать мир вокруг себя, а заметить его – значит сделать первый шаг во взаимодействии с миром через свои образные и творческие способности. Например, а как вы отличаете один лист клена от другого? Или как выглядит полет птицы? и др.

3. Работайте над развитием всех своих чувств.

Какие текстуры и запахи вас привлекают? Например, осеннее время – это самое настоящее время изобилия текстур и запахов: высушенные сорняки и цветы, кора, шуршащие листья и матовая трава под ногами. Какие переживания они у вас вызывают? На что походят? Создавайте ассоциации между разными вещами (например, трава пахнет как… опавшие листья похожи на…): это поможет вам мыслить образами, а образы – те камни, из которых строятся возводимые в вашем воображении здания. Эти картины помогают вам, нетерпеливому слушателю, соединяться с окружающим миром, чувствовать его ритм и связывать его с вашей собственной жизнью и вашим внутренним миром. А еще, следуя этому совету, вы – в качестве бонуса – заметите, что и ваша речь стала более выразительной, ибо образы помогают вам рассказывать истории и излагать мысли.

4. Задавайте себе вопрос: «А что, если?». Ответы укажут вам на новые направления. «Что будет, если ….» (что будет если я мог сделать невиданный космический корабль), «Как будет выглядеть, если я…». Позвольте себе поэкспериментировать, творчески выполнить задачу. Любопытство – существенный элемент в воображении. Воображение расширяет нашу перспективу, включая способы, которыми окружающий мир может говорить с нами или вести нас. Возможно, он ждет, чтобы открыть новую дверь, но мы заперты в знакомом мирке и не чувствуем. что весь необъятный мир открывает перед нами.

5. Позвольте себе элемент игры или «День наоборот

6. Просто делайте то, что считаете творчеством! Творческий потенциал – как мышца: не используя, вы его теряете, но чем чаще вы его используете, тем сильнее он становится. Танцуйте, рисуйте, пойте, пишите, сочиняйте, изобретайте – все это меняет вашу жизнь.

7. Сотрудничайте с творческими людьми, общайтесь с ними, делайте что-то с ними вместе: пишите рассказы, ставьте танцы, путешествуйте и др.

8. Привнесите красок в вашу жизнь. Основными цветами, вдохновляющими нас проявить креативность, считаются оранжевый и желтый. Оранжевый, как говорят, стимулирует творческий потенциал и энтузиазм, а желтый – пробуждает тягу к творчеству, воображение и вдохновение. Красный цвет также используется для активизации вдохновения, энергии, творческих сил. Фиолетовый цвет – отменный стимулятор фантазии, того особого рода творческого мышления, что рождает новые идеи.

Однако восприятие цветов у всех индивидуально, и поэтому, основываясь на вашем индивидуальном предпочтении и даже событиях жизни, вы можете испытать творческое настроение под воздействием совсем других красок. Рассмотрите различные цвета и подумайте, как они влияют на вас, какой отклик у вас вызывают, какие рождают мысли, воспоминания л каких событиях вызывают.

В 2009 году было проведено исследование цветов, которые стимулируют креативность. Оказалость, что человек, находящийся среди синих предметов, тянется к загадкам и ищет на них ответы; синий приводит к более плавному и ассоциативному размышлению. Красный, с другой стороны, наделяет людей большим количеством энергии и активности; он более подходит как фон для решения аналитических проблем.

А чтобы войти в настроение, в котором вы сможете выбрать вдохновляющие вас цвета, просто смотрите на мир вокруг вас. В нем уже есть все краски!

9. Позитивный настрой – это самый главный ключ к успеху в любом деле!

Создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности детей мы способствуем реализации задачи, поставленной перед обществом Дмитрием Медведевым – воспитание детей творческого, умного поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.

 

Каждый из нас имеет свой жизненный путь развития.

У каждого из нас есть яркие индивидуальные качества.

Каждый из нас вносит свою лепту в окружающий мир.

Каждый из нас талантлив по-своему.

Помогите своим детям найти свой талант и стать творческим!

 

Используемая литература:

1. Бюллетень №1 -2014г.

2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 160 с.

3. Лемберг Б. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление. – СПб.: Вектор, 2014. – 160 с. – («Серия Разумная психология»)

4. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431.