Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется отделом социально-психологического сопровождения в сотрудничестве с педагогами дополнительного образования: Мониторинг

I. Психолого-педагогический мониторинг динамики психологического развития ребенка в процессе обучения в творческих объединениях, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата. Психологический мониторинг осуществляют педагоги-психологи в начале и конце учебного года (сентябрь-октябрь, март-апрель). Педагогический мониторинг осуществляют педагоги д.о. трижды (сентябрь, декабрь, апрель) в течение учебного года. По полученным результатам предоставляются рекомендации педагогам, родителям, обучающимся.

II.Психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих дополнительного внимания (по результатам мониторинга) педагогов-психологов, педагогов д.о. и родителей. Сопровождение данной группы детей заключается в проведении консультаций с родителями, индивидуальных развивающих занятий с детьми, индивидуальном подходе педагогов д.о. (в течение учебного года)

III.Разработка и реализация психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании.

В 2017-2018 учебном году планируется проведение профилактических мероприятий, а также развивающих занятий по следующим сквозным программам:

  • «Счастливы вместе» — формирование толерантного отношения к людям; профилактика интолерантости, экстремизма, агрессии.

Координатор программы – педагог-психолог  Турбин В.С.

  • «Твой выбор» — психолого-педагогическое сопровождение детей «Группы риска». Профилактические занятия, беседы, интерактивные игры, индивидуальные консультации и занятия проводятся в филиалах ЦРТДиЮ-клубах по месту жительства (КМЖ), а также в общеобразовательных школах Ленинского района (по запросу администрации СОШ).

Координатор программы – педагог-психолог Серебрякова О.Н.

  • Работа с обучающимися по сквозной программе , направленной на сплочение коллектива «Ты да я, да мы с тобой» (профилактика буллинга).

Координаторы программы: педагог-психолог – Долматова Н.В.

  •  Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, творческого потенциала обучающихся по программе «ИНСАЙТ». В течение 2017-2018 уч.г. с обучающимися объединений будут проводиться групповые развивающие занятия. Современные методы активного социально-психологического обучения способствуют развитию познавательной и творческой активности обучающихся, творческому самовыражению и развитию дивергентного мышления. В рамках данной программы будет проводиться информирование родителей и педагогов о создании благоприятных условий для поддержания и развития творческой активности детей.

Координатор программы – Марченко М.А.

  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с признаками одаренности осуществляется по проекту «Центр одаренных». Своевременное выявление обучающихся с признаками одаренности; просвещение, консультирование и рекомендации родителям и педагогам по вопросам эффективного обучения, развития и воспитания талантливых детей; а также создание благоприятных условий в обучении по индивидуальным маршрутам – залог успешного будущего талантливой молодежи и нашей страны.

Координаторы проекта: педагог-психолог – Путилина Е.М.

IV. Инклюзивное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляется более 15 лет и включает проведение творческих мастерских, игровых программ для детей и их родителей, воскресные встречи. Взаимодействие осуществляется ЦРТДиЮ с КОУ ВО СКОШ №31.

В 2017-2018 учебном году планируется проведение коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий с детьми расстройства аутистического спектра (РАС) ВРООИ «Искра Надежды»

А так же разработка и реализация тренингов для родителей ВРООИ «Искра Надежды», с целью создания благоприятных условий для осознания и активизации жизненных ресурсов родителей, саморазвития и творческого самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения, сохранения и укрепления психологического здоровья (с марта по май)

Координаторы: педагоги-психологи Путилина Е.М., Микита Н.А.

V. Просвещение родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, осуществляется ежемесячно в течение учебного года педагогами-психологами и педагогами д.о. в форме лекториев, бесед, консультаций, оформлением и размещением информационных стендов, выпуска электронной газеты «Психолог в помощь».

Автор и редактор электронной газеты «Психолог в помощь» — Амиршадян А.Ю.

family_hands

 

VI. Просвещение педагогов д.о., с целью повышения психолого-педагогической компетентности, осуществляется в течение учебного года в форме выступлений педагогов-психологов на методических объединениях отделов, проведения школы педагогического мастерства, занятий с элементами тренинга.

VII. Психолого-педагогическое сопровождение общеобразовательных школ Ленинского р-на (по запросу администрации СОШ в течение уч.г.): проведение еженедельных дней профилактики, выступления на родительских собраниях, работа с детьми «Группы риска», профилактические мероприятия в рамках Недели Психологии, групповые и индивидуальные развивающие занятия, консультации, психолого-педагогический мониторинг, мероприятия в каникулярное время.

VIII. Организационно-методическая работа: повышение профессионального уровня, участвуя в ШПМ, МО, совещаниях, конференциях и т.д.; разработка развивающих и профилактических программ для обучающихся разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; разработка информационных листов (буклеты, стенгазеты), лекториев для родителей, методических пособий; своевременное оформление отчетности и текущей документации.

razdelitel-dlya-teksta

«Утверждаю»

Директор МБУДО ЦРТДиЮ

__________ Т.А. Фалькович

Перспективный план работы социально-психологической службы на 2017-2018 уч.год
Направление деятельности Виды деятельности Адресат Сроки Ответственные, место проведения
Психолого-педагогическое сопровождение В ЦРТДиЮ
 

 

 

 

Психолого-педагогический мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Исследование личностных универсальных учебных действий: самооценка (когнитивный компонент), мотивация к творческой деятельности, нравственная воспитанность и др. обучающиеся Сентябрь октябрь,

март-апрель

Психологи,

педагоги д.о.

ЦРТДиЮ

Исследование коммуникативных универсальных учебных действий: умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, осуществлять сотрудничество (кооперация), организаторские и лидерские склонности, психологический климат в коллективе обучающиеся октябрь, март Психологи,

педагоги д.о.

ЦРТДиЮ

Исследование творческих способностей

обучающихся (одаренность)

обучающиеся октябрь, март Путилина Е.М.,

психологи,

педагоги д.о. ЦРТДиЮ

Заполнение карт личности на обучающихся Обучающиеся

ЦРТДиЮ

октябрь, апрель Психологи,

педагоги д.о. ЦРТДиЮ

Собеседования с педагогами д.о. по результатам мониторинга, планирование совместной деятельности педагоги д.о. октябрь, апрель Психологи,

педагоги д.о. ЦРТДиЮ

 

Психологическая диагностика

Дополнительная диагностика личностных особенностей обучающихся с признаками одаренности, обучающихся требующих дополнительного психолого-педагогического сопровождения (по результатам мониторинга) обучающиеся октябрь, апрель Психологи,

педагоги д.о. ЦРТДиЮ

Индивидуальная и групповая диагностика личностных особенностей обучающихся по запросам родителей, педагогов. обучающиеся в течение уч.года Психологи
 

 

 

 

 

 

Консультативно-просветительская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативно-просветительская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативно-просветительская работа

 

Консультирование по индивидуальным и групповым запросам родителей, обучающихся, семей, педагогов в течение уч.года Психологи
Работа с обучающимися
Оформление информационных стендов по темам:

1.    Почему родители неправы, когда клеят на детей ярлыки;

2.    Выученная беспомощность или почему убирать за ребёнком игрушки — плохая идея;

3.    Сравнивай и подстрекай: почему нельзя приводить в пример других детей;

4.    «Не будешь слушаться — придёт бабайка»: какие фразы нельзя говорить детям;

5.    «Скажите, он лентяй, или это мы виноваты?» Сколько свободного времени должно быть у ребенка;

6.     Как начать ходить в детский сад без проблем (Адаптация без истерик);

7.    Скажем «Да» детскому телефону доверия;

8.    Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Плюс Рубрика «Полезное чтиво» и Рубрика «Совет месяца»

обучающиеся объединений ЦРТДиЮ в течение уч.года,

раз в месяц

Путилина Е.М.

Марченко М.А.

 

Работа с родителями
Лектории для родителей по темам:

1.   «Возрастные особенности детей»

2.   «Влияние мультфильмов на детей»

3.   «Краткий курс борьбы с детскими истериками»

4.   «Мифы о развитии мозга ребенка»

5.   «Детско-родительские отношения»

6.   «Кто должен воспитывать ребенка – семья или школа?»

7.   «Ребенок и компьютер. Развитие или зависимость?

8.   «Готовность к школе»

9.   «Все о телефоне доверия

10.            Анкетирование родителей

Родители

обучающихся

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

 

Апрель

Май

Сентябрь

педагоги-психологи

помещений ЦРТДиЮ

Участие в родительских собраниях

объединений

Помещения ЦРТДиЮ по запросу педагогов Психологи,

педагоги д.о.

Групповые занятия с родителями ВРООИ «Искра Надежды» (по отдельному плану) Родители ВРООИ «Искра Надежды» Март-май Турбин В,С.,

Микита Н.А.,

Помещение ЦРТДиЮ «Юность»

Работа с педагогами
Консультирование и совместная работа с педагогами д.о. и педагогами-организаторами по разрешению личностных проблем обучающихся, связанных с занятиями в детских объединениях.

Психологическое просвещение в рамках методического объединения:

В художественном отделе:

1«Развитие творческих способностей обучающихся»

2. «Как сформировать желание учиться»

В социально-педагогическом:

1.«Развитие творческих способностей обучающихся»

2.«Как сформировать желание учиться»

В спортивном отделе:

1.«Организация профессиональной рефлексии педагога»

2.«Развитие творческих способностей обучающихся»

3. «Как сформировать желание учиться»

В декоративно-прикладном:

1.« Неравномерность в развитии разных способностей одаренных детей»

 

Отдел социально-психологического сопровождения:

1.     «Реализация сквозных псих.-пед.программ в 2017-2018 уч.г.»

2.     «ФГОС 3+. Стандарт педагога-психолога»

3.     «Куклотерапия в работе психолога»

4.     «Музыкотерапия в работе психолога»

5.     «Метафорические карты и терапевтические сказки в работе психолога»

6.     «Песочная терапия для детей и взрослых»

7.     «Техника правополушарного рисования и ее использование в работе психолога»

8.     «Методы и техники развития творческой активности детей»

9.      «Способы снятия эмоционального напряжения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги д.о., зав.отделами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении уч.года,

раз в месяц

Серебрякова О.Н.

Психологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Путилина Е.М

координаторы сквозных программ

2. Фетисова Т.А.

3.Микита Н.А.

4.Премудрова И.В.

5.Путилина Е.М.

 

6.Долматова Н.В

7.Турбин В.С.

 

8.Марченко М.А.

 

9.Халина Ю.С.

ШПМ

1.«Формирование учебной мотивации средствами педагогической поддержки»

2.Профориентационная работа как составляющая психолого-педагогического сопровождения обучающихся»

 

 

Педагоги д.о., зав.отделами

 

 

Сентябрь

 

 

Март

 

отв. Путилина Е.М.

 

 

отв. Путилина Е.М.

 

 

 

Коррекционно-развивающая

 работа

Проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий по результатам мониторинга и дополнительной диагностики, по запросу родителей и педагогов. обучающиеся объединений В течение уч.года Психологи
Работа с обучающимися
1. «Неделя толерантности «Пять шагов толерантности» в ЦРТДиЮ»: формирование толерантного отношения к людям у обучающихся, создание условий для развития у участников образовательного процесса таких качеств как дружба, взаимопонимание, терпимость.

2. Весенняя неделя доброты «Мир в твоих руках» в ЦРТДиЮ»: создание положительной психологической атмосферы, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел.

 

обучающиеся объединений ЦРТДиЮ

С 6 -10 ноября

(по помещениям ЦРТДиЮ)

 

 

 

с 26 — 30 марта

(по помещениям ЦРТДиЮ)

 

отв. Турбин В.С.

психологи

 

 

 

 

отв. Долматова Н.В.

Фетисова Т.А.

психологи

 

Коррекционно-развивающие занятия с детьми расстройства аутистического спектра (РАС)

(по отдельному плану)

Обучающиеся ВРООИ «Искра Надежды» Ноябрь- апрель

(по понедельникам и средам в 16.00)

Педагоги-психологи,

Помещение ЦРТДиЮ «Юность»

 

  Психологическое сопровождение общеобразовательных школ
Сопровождение подростков «группы риска» (состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОДН) по сквозной программе «Твой выбор» Учащиеся МБОУ СОШ День профилактики в течение года 1 раз в 2 месяца Фетисова Т.А.

Завучи по УВР СОШ,  педагоги-организаторы,  педагоги-психологи

Беседы с учащимися по профилактике правонарушений Учащиеся СОШ По запросу Фетисова Т.А.

Завуч по УВР СОШ

Диагностика личностных особенностей учащихся, по полученным данным составление индивидуальных или групповых характеристик, рекомендации Учащиеся МБОУ СОШ СОШ№38;

СОШ№45;

СОШ№44

СОШ №63

По запросу

Фетисова Т.А.

Педагоги-психологи,

Завучи по УВР СОШ,

Выступление на родительских собраниях МБОУ СОШ района По запросу Завучи по УВР СОШ, психологи
Организация и проведение «Недели психологии» по темам:

— Неделя Толерантности «Пять шагов к толерантности»

Учащиеся, педагоги МБОУ СОШ района · С 13-17ноября  в СОШ №45;

· с 20- 24 ноября в СОШ №34;

· с 27- 1 декабря в СОШ №27;

· с 4- 8 декабря в СОШ №48шк.

Путилина Е.М.

Завуч по УВР СОШ, психологи

Организация и проведение «Недели психологии» по темам:

— Неделя Доброты «Мир в твоих руках»

· с 12-16февраля в СОШ №65;

· со 2-6апреля в СОШ №48;

· с 9-13 апреля СОШ №34;

· с 16-20 апреля СОШ №63;

· С 23-27 апреля  СОШ №38;

· С 30- 4 мая СОШ № 44.

Путилина Е.М.

Завуч по УВР СОШ, психологи

Проведение групповых занятий в школьных лагерях Ленинского района учащиеся МБОУ СОШ Летние каникулы Психологи,

завучи по УВР СОШ

 
-Помощь в проведении мероприятий с социальным центром МУ «Наш дом» Ленинского района в течение года по запросу.

Проведение культурно-массовых мероприятий («День инвалида», «Сочельник»,  «Широкая масленица», «Подарок маме»).

-Взаимодействие с КОУ ВО СКОШ №31: организация праздничных мероприятий, творческих мастерских, работы объединений;

— Взаимодействие со школой – интернатом №6 для слабослышаших детей.

в течение уч.года

 

Путилина Е.М.
Участие в проведении областного межведомственного проекта «Живи долго!» (по запросу БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр медицинской профилактики») По запросу в течение уч.года Путилина Е.М.,

психологи

Организационно-методическая работа -Повышение профессионального уровня, участвуя в ШПМ, МО, совещаниях, конференциях и т.д.

-Заполнение документации, планирование деятельности, оформление результатов диагностики: написание заключений и составление рекомендаций по полученным данным; написание аналитических отчетов.

-Разработка развивающих и профилактических программ для обучающихся разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.

-Разработка информационных листов (буклеты, стенгазеты), лекториев для родителей.

в течение уч.года

 

Путилина Е.М.,

психологи