Инновационная деятельность

23

Центр работает в режиме инновационного развития. Темой инновационной деятельности Центра является «Социализация личности в едином социокультурном  пространстве учебно-воспитательной деятельности через внедрение многоуровневых образовательных программ».

В рамках Программы развития Центра на 2005-2010 год была сформирована опытно — экспериментальная группа  педагогов дополнительного образования, разработан пакет локальных нормативных документов по организации эксперимента, разработано несколько предусмотренных Программой развития многоуровневых образовательных программ в экспериментальных группах Центра. На основе анализа написанных многоуровневых программ, результатов апробирования их на практике и подготовки методических материалов по научно – методическому   обеспечению экспериментальной программы разработана брошюра  в помощь педагогам по написанию многоуровневой программы.

Задачи повышения профессионального уровня педагогов решает программа «Твор­ческий поиск», по которой педагогический коллектив  работает на протяжении 15  последних лет. В рамках данной программы работают «Школа педагогического мастерства» (для всех педагогов Центра), «Школа игровых технологий» (для педагогов – организаторов и методистов), «Стажёрская площадка» (для молодых и вновь назначенных педагогов).

В  «Школе педагогического мастерства» (ШПМ) занятия с педагогами организуются в соответствии с   методической темой года. Формы проведения занятий разнообразны: лекции, педагогические чтения, практические занятия,  интерактивные и практико – ориентированный семинары,  конференции, мультимедийная презентация с элементы психологического тренинга.

С каждым годом занятия в ШПМ становятся более интересными, наглядными, практико-ориентированными. На занятиях применяются элементы психологического тренинга, используется методика «кейс-метода», когда педагогам предлагается решить психолого-педагогические ситуации в группах. Педагоги дополнительного образования получают памятки и отвечают на вопросы тестов, анализируя которые, методисты имеют возможность отследить, что педагог понял, а в чем еще испытывает затруднения. Презентации также играют свою положительную роль: многие лучше воспринимают и запоминают визуальную информацию. Завершающим этапом «Школы педагогического мастерства» являются вошедшие в традицию творческие кон­курсы педагогов: «Педагог года», «Лучшее методическое обеспечение программы», «Калейдоскоп методических идей».  В работе ШПМ активное участие принимают не только методисты, но и педагоги дополнительного образования, педагоги – психологи, педагоги – организаторы, делящиеся опытом работы. На занятиях ежемесячно присутствует от 60 до 90 педагогов.

Информирование педагогов о новинках научно – методической работы происходит и на занятиях «Школы игровых технологий», которые готовят и проводят методист по досуговой деятельности и педагоги – организаторы. Формы работы Школы разнообразны: лекции («Происхождение и социально – педагогическое значение игры», «Формирование здорового образа жизни у детей и подростков в досуговой деятельности», «Социометрическая деятельность организаторов досуга»), семинары – практикумы («Правовое образование детей в играх и упражнениях», «Основы режиссуры досуговых программ», «Основы театрализации досуговых программ», «Инновации в досуговой деятельности»), мастер – класс «Театральная игра», видеопросмотр с обсуждением игровых программ участников Всероссийского конкурса игровых программ «Созвездие игры» в г. Санкт – Петербург, пешеходные экскурсии («Исчезающие улицы г. Воронежа: Севастьяновский съезд», «Литературные памятники г. Воронежа», экскурсия в музей С.А. Есенина).

В рамках инновационной деятельности  школа — студия комплексного развития «Гармония» второй год работает по единому плану проведения интегрированных тематических занятий в ЦРТДиЮ и КМЖ. На всех занятиях по различным предметам чётко прослеживается общая тема и единая цель. В настоящее время разработан комплекс интегрированных тематических занятий. Особое внимание уделено разработке занятий в рамках реализации сквозных комплексных программ: «Истоки», «Отечество» по следующим темам: Масленица, Рождество, День освобождение Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, День защитников Отечества, День Победы. В связи с этим большая работа была проведена в рамках программы «Истоки» с целью формирования активного, осознанного интереса к русской национальной культуре в процессе ознакомления с русскими народными традициями и обрядами.

«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает   учреждения дополнительного образования детей на оказание помощи и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, что и является одним из важных направлений деятельности нашего Центра. Дидро когда – то сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». 

В новом Законе РФ «Об Образовании» выделяется особая роль дополнительного образования как «неформального образования», обладающего эффективным воспитательным потенциалом. В Центре действует Воспитательная концепция, победитель Всероссийского конкурса воспитательных систем, которая реализуется через работу сквозных комплексных программ (СКП): «Отечество», «Истоки»,  «Здоровье», «Черноземье будущего», «Семья», «Моя профессия», «По законам добра», «Надежда», «Счастливы вместе», «Твой выбор».

Деятельность  по  реализации  воспитательной концепции Центра творчества объединяет все объединения и отделы через проведение:

— общецентровских мероприятий (реализация проектов по направлениям СКП);

— мероприятий в клубах по месту жительства (помещениях Центра) и МБОУ СОШ района и (по запросу) города;

— в детских объединениях Центра.

За последние три года в реализации сквозных комплексных программ приняли участие 20 007 детей и 2711 родителей в 1300 мероприятиях.  Всего же в различных массовых мероприятиях Центра за последние три года приняли участие 74 088 обучающихся Центра, 9 402 школьников района и 33 229 родителей. Только за прошлый учебный год  — 32 455 человек детей и 3 396 школьников и 16 586 родителей.

Инновационной формой деятельности педагогов Центра является и проектирование, так как в основе его лежит практико – ориентированное обучение. Накоплен положительный опыт участия педагогов и  воспитанников в социальном проектировании (из 12 проектов 8 становились призёрами). Команда Центра дважды становилась финалистом Всероссийской акции «Я – гражданин России», проходящей во Всероссийском детском центре «Орленок» (проекты «Аллея юности» и «Чистая вода»). Экологический проект «Государев сад» и проект «Счастливы вместе!» (посвящённый вопросам толерантности), являются победителями областной акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России».  Центр – победитель городского мегапроекта «Родному городу – нашу любовь, заботу и помощь»; команда районной детской и молодёжной организации «Новое поколение», работой которой руководит Центр, стала победителем  областного конкурса «Мой край – моё дело» а команда клуба по месту жительства «Звёздочка» —  победитель городского конкурса социальных проектов на соискание гранта в области молодёжной политики с проектом «Спортивный городок КМЖ Звёздочка» «Спортландия».

В 2014 – 15 году педагоги и обучающиеся спортивного отдела разработали поисково-исследовательским проект «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»; художественный отдел активно участвовал в мероприятиях, приуроченных к 70-летию Великой Победы: коллективы проводили концертные и праздничные программы, оформляли коллаж «Дорогами Великой Победы» в рамках социального проекта «У каждого героя есть имя, у каждого солдата есть судьба». Отделом декоративно – прикладного и технического творчества разработан творческо-исследовательский проект «Города-герои», подготовлена тематическая выставка «Дорогами Великой Победы». В школе – студии комплексного развития (ШСКР) дошкольников  «Гармония»  реализовано 12 проектов, среди которых особой практической, познавательной, творческой и социальной направленностью  и результативностью отличался  проект «Поклонимся великим тем годам».

С целью развития творческого потенциала детей в этом году в образовательный процесс ШСКР «Гармония» была введена  экспериментально-исследовательской деятельность,  способствующая развитию исследовательской активности и творческой инициативы детей.  Работа проводилась в рамках игры-путешествия: «Я не волшебник, я только учусь», которая, по сути, являлась долгосрочным интегрированным проектом, состоящим из отдельных проектов: «Звуки осени», «Растения — наши друзья», « Вот он хлебушек душистый», « Царица-водица», «Воздух-невидимка»  по следующим предметам: развитие речи и окружающий мир, музыка, изо-деятельность. Эти проекты включали в себя мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельность (художественную лабораторию, циклы занимательных опытов и экспериментов с жидкостями и воздухом, заочный конкурс с родителями «Домашняя лаборатория» и т.д.), а так же мероприятия по духовно-нравственному воспитанию (тематические занятия, игровые программы, защита творческих работ и т.д.).

Педагоги  использовали наряду с традиционными методами, такие методы как: метод проблемного обучения, метод экспериментирования, исследовательские методы, метод проектов.

В результате проведения экспериментально-исследовательской деятельности у детей появился интерес к изучению окружающего мира, возможность удовлетворения природной любознательности и  реализации своих потребностей в творческой деятельности. По отзывам родителей,  дети стали более активны и заинтересованы в учебной деятельности, они больше фантазировали и проявляли свою творческую самостоятельность.

На протяжении нескольких лет в деятельность педагогов также активно внедряется метод творческих проектов. Данный метод позволяет  осуществлять деятельностный подход в обучении, создать условия для включения в педагогический процесс индивидуальных образовательных траекторий, формировать коммуникативную компетентность. Педагоги, применяющие этот метод, используют исследовательские и поисковые методы.    За последние два года в отделе декоративно – прикладного и технического творчества выполнено  12 проектов: творческий проект на тему «Летопись поколений» (по мотивам рассказов художников, свидетелей Великой Отечественной войны), творческий проект «Коллекция вязаных изделий» (призовые места в областном конкурсе «Юная рукодельница» и городском «Веснушки»), «Изготовление макета народного костюма России» (7 проектов), коллективный творческий проект «Пасхальное чудо», два проекта «Современная вязаная одежда». В 2009/10 учебном году проведены:

  • социальный проект «Летопись поколений»;
  • социальные проекты в отделе декоративно – прикладного и технического творчества:
  • «След войны в моей семье» (подарок ветеранам).
  • Творческие проекты творческих объединений:
  • «Этот праздник со слезами на глазах»:
  • «Сказки Корольковой А.Н. – жемчужина Воронежского края»;
  • «Морская фауна, занесённая в красную книгу»;
  • «Весна пришла»;
  • «Вязаный народный костюм»;
  • «Городской пейзаж».

Методистами Центра переработаны и адаптированы к условиям УДО следующие педагогические технологии:

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Технология интерактивности.
  3. Технология дифференцированного обучения.
  4. Технология развивающего обучения.
  5. Технология разноуровневого обучения.
  6. Технология игрового обучения.

Переработанный материал издан в книге «Дополнительное образование: урок или занятие?».

Внедрению в деятельность педагогов современных педагогических технологий помогает осуществить медиатека Центра, в которую входят: мини-библиотека, видеотека, фонотека. Ежегодно выписывается более 50 периодических изданий, приобретается специальная литература в помощь педагогам.

 

Опыт работы Центра обобщён в следующих книгах и брошюрах:

  • Книга «Нетрадиционные формы работы с родителями», Москва, «5 за знания», 2005 год;
  • Книга «Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию», Москва, «ВАКО», 2005 г.;
  • Книга «Развитие речи. Подготовка к освоению письма», Москва, «ВАКО», 2005 г.;
  • Книга «Формирование математических представлений», Москва, «ВАКО», 2005 г.;
  • Книга «Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию», Москва, «ВАКО», 2005 г.;
  • Информационно-методический сборник по работе с детьми и подростками «группы риска» Воронеж-Москва, 2005 год;
  • Книга «Нетрадиционные формы работы с родителями», Москва, «5 за знания», 2005 год;
  • Публикации педагогов в книге «Юности честное зерцало», Москва, «5 за знания», 2006 год.
  • Сборник сценариев и игровых программ и праздников «Праздник под созвездием игры» выпуск 3., (сценарий методиста Свиридовой Л.В.), Санкт – Петербург, «Социальная литература», 2006 г.;
  • Учебно – методическое пособие «Психологические программы занятий с детьми и подростками по профилактике зависимостей от психоактивных веществ», Воронеж 2007 г.;
  • Книга Подростки XXI века: психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях», Москва, «ВАКО», 2006 г.;
  • Методическое пособие «Патриотическое воспитание подрастающего поколения», Воронеж, 2006 год.
  • Книга «По законам добра» Москва, «5 за знания», 2006 год.;
  • Методическое пособие «Патриотическое воспитание подрастающего поколения», Воронеж, 2006 год.
  • Сборник материалов конференции «Возрождение патриотизма – возрождении России», Воронеж, 2008 г.;
  • Книга «Дополнительное образование. Урок или занятие?!», Воронеж 2009 г.;
  • книга «Интегрированные занятия в дополнительном образовании», Москва «ВАКО»
  • сборник методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Воронежской области «Организация и проведение мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных мероприятий», Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, Воронеж 2014 г.

 

ПЛАН ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЦРТДиЮ

в 2015-16 учебном году

Направления деятельности НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
 «ИКТ»(Костромин В.Н.) 1.Планирование работы по проекту на 2015/16 уч. год

2.Определение очередности обучения и разработки занятий с п.д.о. Составление графика работы.

  1. Курсы первичной компьютерной грамотности для педагогов Центра (общее устройство компьютера, а также краткое знакомство с текстовым редактором Microsoft Word) — по 4 занятия (по отдельному графику)
  2. Представление о глобальной компьютерной сети Интернет. Основные понятия среды Интернет. Программа – браузер. Модель клиент – сервер. Знакомство со средой браузера Internet Explorer. Работа с электронной почтой.
  3. Курсы первичной компьютерной грамотности для педагогов Центра (общее устройство компьютера, а также краткое знакомство с текстовым редактором Microsoft Word) — по 4 занятия (по отдельному графику)
  4. Изучение приложения для создания презентаций Microsoft Power Point, Power DVD, Pinnacle
  5. Основные приемы работы с электронной доской (отделы, согласно графика, совместно с Лапенко Е.В.)
  6. Изучение приложения для создания электронных баз данных Microsoft Access
  1. Оказание помощи в мультимедиа — разработке занятий с п.д.о. (по отдельному графику в течение года, совместно с Лапенко Е.В.)
  2. Организация курсов по ведению документации на электронных носителях; обучение по оформлению электронной визитной карточки объединения; обучение по работе на электронной доске.
  3. Организация сетевого взаимодействия между Центром и образовательными учреждениями района совместно с Антуфьевой О.Н.)
  4. Оказание помощи в разработке методических продуктов проектирования с применением информационных технологий (в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности).
   «Профи»(Лапенко Е.В.)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы по проекту на 2015/16 уч. год
  1. Обмен опытом об участии п.д.о. во Всероссийских конкурсах (на МО отделов по мере участия педагогов).
  2. Обеспечение качественной научно – методической базы для проведения аттестации п.д.о. (Лапенко Е.В. совместно с Соколовой Г.В., в течение года).
  3. Продолжение работы с педагогами над бумажными порфолио,  визитными видеоматериалами клубов по месту жительства. Методическая служба
  4. Организация курсов по ведению документации на электронных носителях; обучение по оформлению электронной визитной карточки объединения; обучение по работе на электронной доске. Костромин В.Н., Антуфьева  О.Н.
  5. Оказание помощи в разработке методических продуктов проектирования с применением информационных технологий (в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности). Костромин В.Н.
  6. Организация экскурсии в Центр дистанционного обучения Крапивиной В.Ф., экскурсий общеразвивающих  направлений, посещений театров, выставок  ЦРТДиЮ. Лапенко Е.В.
  7. Обзор новинок педагогической и методической литературы для ПДО, педагогов-организаторов, методистов. Лапенко Е.В.
  8. Консультирование педагогов ЦРТДиЮ, работающих над творческими проектами. Лапенко Е.В.
  9. Организация бесед по правилам внутреннего трудового распорядка (все отделы, совместно с Костроминой Г.А.)
Анкетирования и анализ результатов педагогов дополнительного образования ЦРТДиЮ.  Обработка результатов анкетирования.  Выработка рекомендаций, справка
Изучение и анализ занятий педагогов Центра с целью определения эффективности применения новых пед. технологий, методических приёмов, развивающих творческие способности обучающихся, использования ими технологии или элементов проблемного обучения и  проектной деятельности. Выработка рекомендаций. Справка.
Оказание помощи в проведении педагогических гостиных п.д.о. Струтинский В.В., Платонова Н.В., Дубровина О.Г.,  Кумицкая Т.М.
Выступление на МО отделов

  1. Художественный отдел: «Развитие творческих способностей обучающихся по индивидуальному маршруту».
  2. ШСКР «Гармония»: «Создание эффективных условий для развития творческих способностей дошкольников»
  3. Спортивный отдел: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности обучающихся – один из факторов образовательного процесса».
  4. Социально-педагогический отдел: «Подведение итогов социального проектирования «Живи в столетиях, Воронеж»».
  5. Отдел декоративно-прикладного и технического творчества: «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством».
Практикум «Возможности использования электронной доски на занятиях педагогов».-художественный отдел — январь-отдел декоративно-прикладного и технического творчества — февраль-социально-педагогический отдел — март-спортивный отдел — апрель-ШСКР «Гармония» — апрель
«Моя профессия – профессия будущего»(Емельянова Н.С.) Планирование  работы по проекту  на 2015/ 2016 учебный год Реализация сквозной комплексной программы «Мир профессий»(в течение года, по отдельному плану)
«Сохранение здоровья» 1.Подборка сценариев из периодической печати для папки «Рекомендации по реализации проекта «Будь здоров» в методическом кабинете.2.Разработка занятий с использованием мультимедийных технологий для педагогов.3.Обновление «Уголка здоровья» в КМЖ (сменная информация 1 раз в 2 месяца).4.Разработка папок-передвижек по здоровому образу жизни для родителей.5.Пополнение методического оснащения образовательного процесса педагогов дополнительного образования тематическими папками, наглядно-дидактическим материалом (пятиминутки, физкультминутки, беседы для родителей).

  1. Организация и проведение спортивно-оздоровительных, досуговых мероприятий для детей, их родителей, способствующих укреплению здоровья, проявлению положительных эмоций, формированию культуры здоровья (в течение года, в рамках реализации СКП «Здоровье»)
 «Центр одарённых»(Болдырева Е.В.,Путилина Е.М.)   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совместное планирование реализации проекта с заведующими отделов.
  2. Проведение педагогического мониторинга.
  3. Анализ результатов педагоги-ческого мониторинга (справка)

 

  1. Психологическая диагностика творческих способностей (обучающиеся 1-го года обучения и адресная диагностика, октябрь, январь-февраль)
  2. Дополнительная диагностика личностных особенностей одаренных детей (коммуникативные умения, уровень тревожности, характерологические особенности)
  3. Сбор информационных данных на обучающихся с признаками одаренности
  4. Составление «психологического портрета» обучающегося с признаками одаренности
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с признаками одаренности(Путилина Е.М., педагоги-психологи, педагоги д.о.)— дополнительная диагностика личностных особенностей одаренных детей (коммуникативные умения, уровень тревожности, характерологические особенности);-заполнение индивидуальных карт развития обучающихся с признаками одаренности;-составление психолого-педагогических рекомендаций педагогу по сопровождению обучающегося с признаками одаренности в соответствии с полученными результатами основной и дополнительной диагностики;-по необходимости и результатам диагностики проведение педагогом-психологом индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (с согласия родителей);- исследование динамики воспитания  и развития одаренных обучающихся в течение учебного года.
Выступление на МО отделов по темам:

  1. «Мониторинг – как диагностика обучающихся в течении года» (соц. – пед.отдел)
  2. «Формы и методы работы педагогов с одаренными детьми» (декоративно – прикладной отдел)
  3. «Формы и методы работы педагогов с одаренными детьми» (худ. отдела)
  4. «Творческое саморазвитие спортсменов» (спортивный отдел)

Лекторий на тему: ««Как воспитать гениального ребенка?»

Организационно-методическая работа, работа с педагогами:

  1. Совместное планирование реализации проекта с заведующими отделов,  обсуждение полученных данных мониторинга и др.
  2. Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогу по сопровождению обучающегося с признаками одаренности в соответствии с полученными результатами основной и дополнительной диагностики
  3. Обновление и коррекция списков обучающихся с признаками одаренности в спортивном, художественном, декоративно-прикладном и социально-педагогическом отделах
  4. Консультация с педагогами д.о. по оформлению индивидуальных маршрутов  в работе с одаренными детьми
  5. Сбор информационных данных на обучающихся с признаками одаренности
  6. Сбор данных о достижениях обучающихся на конкурсах и др. мероприятиях и отслеживание динамики успехов одаренных воспитанников
  7. Заполнение электронной базы данных на обучающихся с признаками одаренности
  8. Обобщение опыта обучающихся и педагогов, занимающихся по индивидуальным маршрутам
  9. Индивидуальное или групповое консультирование педагогов по вопросам обучения, развития и воспитания одаренных и талантливых обучающихся
«Имидж»(Антуфьева О.Н.)   1.Планирование работы по программе «Имидж» на 2015/16 год
  1. Обновлении информации на сайте ЦРТДиЮ (в течение года, один раз в месяц).
  2. Внедрение интернет – технологий в образовательный процесс (в течение года).
  3. Организация сетевого взаимодействия.
  4. Создание группы воспитанников, для привлечения к работе над ресурсом.
  5. Установление контактов с иными образовательными ресурсами, установление контактов со СМИ (в течение года).
  6. Создание файлообменника на сайте для обмена, распространения методической продукции.
  7. Продвижение сайта в Интернете
«Аттестация»(Соколова Г.В.)      

 

 

  1. Оформление стенда «Аттестация педагогических работников» (по мере поступления изменений в процедуре аттестации), (отв. Соколова Г.В.)
  2. Информирование педагогических работников о нормативно-правовых документах по проведению процедуры аттестации на занятиях «Школы педагогического мастерства» (в течение года)
  3. Оформление методической папки рекомендаций в помощь педагогам по подготовке к процедуре аттестации (отв. Лапенко Е.В.)
  4. Проведение индивидуальных консультаций с педагогическими работниками по следующим направлениям:

— по подготовке и оформлению аттестационных документов (отв. Соколова Г.В.);

— по теории и методике педагогической деятельности (отв. Лапенко Е.В.);

— по педагогике и психологии (отв. педагоги-психологи)

  1. Формирование группы педагогических работников для изучения программы тестирования AST-тест 4.0, проведение пробного тестирования – отв. Костромин В.Н.
  2. Организация прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации на базе ВОИПиПРО (по графику ВОИПиКРО) – отв. Соколова Г.В.