Готовимся к занятиям — На Пушкинской

Готовимся к занятиям

С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих образовательные потребности каждого обучающихся в соответствии с его индивидуальными особенностями необходимо выбрать такие формы и методы, которые будут понятны детям с разными интеллектуальными способностями. При этом в самом трудном положении оказывается педагог, который стоит перед неразрешимой проблемой: «Как научить каждого, ведь они такие разные! Как сделать так, чтобы ребенок мог бы максимально самореализоваться!»
Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в этом разделе.

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Технология дифференцированного обучения. Технология коллективной творческой деятельности.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения  предполагает несколько этапов:

    1. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
    2. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
    3. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
    4. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Технология коллективной творческой деятельности. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

    1. социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
    2. сотрудничество детей и взрослых;
    3. романтизм и творчество.

Цели технологии:

    1. выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
    2. воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:

    1. Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
    2. Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
    3. Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Черты технологии творчества:

    1. свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
    2. педагогика сотрудничества, сотворчества;
    3. применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
    4. стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

    1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
    2. Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
    3. Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит?  Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
    4. Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
    5. Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
    6. Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
    7. Результаты коллективного дела.